21 Августа 2008 в 11:25

Войны эпохи Web 2.0: южноосетинский опыт

12 2485
Дамир Халилов
Генеральный директор SMM-агентства «GreenPR»

Наступила эра PR-войн. Об этом говорили давно, но прочувствовать всю мощь PR-наступления мы смогли только сейчас. Недавний инцидент с освещением на Западе событий в Южной Осетии убедительно доказал — кто владеет информацией, тот владеет миром.

Можно руководствоваться сколь угодно благими целями, выполнять свою миссию, закрепленную мировыми законами, но небольшая группа профессиональных PR-специалистов заставит весь мир считать миротворцев агрессорами, а агрессоров — несчастными жертвами.

Оговорюсь сразу — в этой статье я не буду касаться политических аспектов конфликта. Не буду строить догадок — кто стоит за спиной Саакашвили, этому и так посвящено немало публикаций. Цель моей статьи — разобраться, почему Россия проиграла информационную войну, а также проанализировать, как можно использовать Web 2.0 в качестве мощного PR-оружия.

По информации британского издания The Times, провести информационную войну Грузии помогли бельгийские пиарщики. Надо признаться, они проделали колоссальную и исключительно профессиональную работу, в результате которой весь мир в течение недели считал Россию агрессором.

Россия оказалась не готова к войне на информационном поле, исход в которой определяет не количество танков, а владение PR-инструментами.

Россия допустила две серьезные ошибки в своем информационном поведении во время недавнего конфликта.

  1. Ориентация на россиян. Наши граждане имели возможность получать оперативные новости из самых различных источников и на основании этого формировать мнение о конфликте. Необходимо было проводить активную информационную атаку на Западе, тем самым нивелируя ложную информацию.
  2. Россия не использовала таких мощнейших инструментов PR-войны, как web 2.0 медиа. Аудитория западных социальных сетей сравнима с аудиторией топовых ТВ-программ и превосходит аудиторию большинства печатных СМИ. Эффективное, грамотное использование этих каналов позволило бы преломить ход информационной войны.

Итак, поподробнее о втором пункте. Вот наиболее эффективные направления, которые Россия могла бы использовать для отражения PR-атак.

Ангажемент блогеров

Естественно, это не тот случай, когда будет уместным покупать у блогеров посты — причин тому много, одна из основных: информация о попытках покупки постов в блогах обязательно породит заголовки, типа: «Русские пытаются подкупить американских блогеров».

Отношения с блогерами надо налаживать тонко, деликатно и, главное, постоянно.
Скажем, предоставляя периодически популярным новостным блогерам эксклюзивную информацию, которая будет интересна их читателям, организовывая встречи с известными персонами, приглашая их на интересные события, премьеры, концерты. Таким образом, взаимодействие с блогерами будет носить характер дружбы, а не коммерции. И тогда, в нужный момент, эти друзья с доверием отнесутся к информации, которую им предоставят и опубликуют ее на своих блогах.

DIGG и подобные ему сайты

Во всем мире все больше людей предпочитает получать новости не из традиционных СМИ и даже не с обычных новостных сайтов, а с сервисов социальных новостей, в которых сами пользователи формируют контент. Наиболее популярен в мире сервис Digg. В момент событий в Грузии — на первой странице Digg значительную часть занимали новости о том, что Россия напала на Грузию. Под конец кампании ситуация немного изменилась — объединившиеся пользователи с News2.ru смогли сообща протащить на главную страницу Digg несколько новостей, которые отражали истинное состояние дел, за что им честь и хвала. Однако, во-первых, это было каплей в море, во-вторых, это было инициативой небольшой группы энтузиастов, а не организованным действом.

Для вывода новости на главную Digg необходим пул прокачанных профилей, с разветвленной сетью друзей. Это не такая сложная задача — надо регулярно, практически ежедневно добавлять на Digg свежие, интересные новости, общаться, комментировать чужие посты, находить единомышленников.

Распространение фото- и видеоматериалов

Кадры с бомбардировками Гори, а также душещипательные откровения Михаила Саакашвили посмотрели миллионы пользователей таких сайтов как YouTube. Распространение и привлечение внимания к материалам, на которых показано реальное положение дел позволило бы охватить аудиторию, значительно превышающую аудиторию канала «Russia Today».

Механизмы продвижения видео на YouTube строятся на следующих принципах: регулярная выкладка интересных, эксклюзивных роликов, их грамотное анонсирование на релевантных популярных площадках, наращивание сети друзей, а также сети постоянных зрителей. Для этого нужна регулярная работа на проекте, а кроме того, качественный, интересный, неизбитый контент. С фотоагрегаторами, типа Flickr — ситуация аналогичная.

Планирование и реализация флэш-мобов

Ярким примером виртуального флэш-моба является участие российских интернет-пользователей в голосовании на главной странице CNN: «Как вы считаете — российские действия в Грузии оправданы?». Благодаря участию российских пользователей удалось переломить ход голосования в сторону поддержки России.

В организации флешмоба надо исходить из следующей предпосылки: «Большинству интернет-пользователей не жаль потратить пару минут, чтобы помочь своей стране». Значит необходимо продумать креатив флешмоба таким образом, чтобы он был одновременно интересен для пользователя и эффективен для общей кампании. Флешмоб может заключаться в участии в голосованиях, в массовом высказывании своего мнения, массовом комментировании статей, размещении различных материалов и т.д.

Создание информационных дотов

Какие блоги были наиболее читаемы в России во время событий в Цхинвали? Блоги очевидцев событий. Блоги людей, находившихся в эпицентре войны и рассказывающих правду о том, что происходит. krig42.livejournal.comrupor-naroda.livejournal.com. Когда вокруг звучат взрывы, люди не склонны врать в своих дневниках. Именно поэтому к информации из блогов очевидцев доверие наиболее высоко.

Трансляция таких блогов в западной блогосфере, создание англоязычных блогов журналистов, находящихся на месте событий, создание англоязычных блогов с последними новостями о войне, а также их широкое анонсирование может стать мощнейшим источником правдивой информации в условиях тотальной лжи.

Создание сети «агентов» на популярных форумах

На тысячах форумов во всем мире шли горячие обсуждения событий в Грузии. Лишь на немногих из них раздавались голоса в поддержку России, на большинстве форумов пользователи единогласно осуждали Россию за нападение на Грузию. В этом случае виноваты не сами пользователи, а пропагандистский аппарат, который преподнес им информацию в столь искаженном виде.

Для того чтобы изменить ситуацию, необходимо иметь сеть профилей на наиболее популярных и резонансных форумах. Это необязательно должны быть старожилы — просто персонажи с историей продуктивных сообщений и некоторым стажем на форуме. Они должны начать активно дискутировать в ведущихся обсуждениях и заводить новые, аргументировано обосновывая свою точку зрения, приводя ссылки на различные источники, вставляя видео- и фотосвидетельства.

Также можно нанести контрольный удар по пропагандистской машине, собрав воедино все свидетельства лжи в западных СМИ в один забойный, драйвовый вирусный ролик. Блогосфера — среда, которая исключительно чувствительна ко лжи, а большая часть блогеров имеет в душе журналистскую жилку — они склонны к различным разоблачениям и расследованиям. Поэтому профессионально сделанный, грамотно «посеянный» перечисленными выше методиками ролик разойдется по блогосфере, как горячие пирожки.

Это далеко не полный список возможного арсенала web 2.0-обороны.

Безусловно, для того, чтобы эффективно использовать перечисленные инструменты, потребуется постоянная основательная работа и привлечение лучших специалистов в данной области. Однако эти усилия оправданы. Ведь тратит же государство гигантскую часть бюджета на поддержание боеготовности огромной армии. По сравнению с этим, расходы на группу квалифицированных интернет-пиарщиков мизерны. А как показала практика, большой вопрос, как именно решается решает исход войны.


12 комментариев
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Поделиться 
Поделиться дискуссией:
  • Oliver
    1
    комментарий
    0
    читателей
    Oliver
    больше года назад
    Здравствуйте,хотел бы пригласить Вас (автора статьи) на радио , поговорить по теме. Если интересно, пишите.
    -
    0
    +
    Ответить
    Поделиться
  • sem_en
    67
    комментариев
    0
    читателей
    sem_en
    больше года назад

    а что в этом нехорошего? это ассоциации и всего лишь
    такие приписки сущесвуют для любых национальностей, например
    американцы - жирные и трескают бигмаки
    негры - голышём бегают с копьём и в набедренных повязках
    и т.д.
    хотя мы с вами знаем, что это цивилизованные страны, на которые наклеили клеймо стереотипов.
    Хотите поспорить? вперёд
    -
    -1
    +
    Ответить
    Поделиться
  • Гость
    больше года назад
    Есть государственные агентства, да и министерство цело для этого есть!
    Другое дело, что проанализировать провальную ситуацию на западе, нужно сделать разгон тем, кто отвечает за связи со сми за рубежом!
    Да и в целом нужно поднимать имидж нашей страны в сознании иностранцев - тогда и не будут так легковерны всякой ерунде.
    А то мы для всех до сих пор ходим в ушанках и пъем водку из горла вместе с медведями...
    -
    0
    +
    Ответить
    Поделиться
  • Гость
    больше года назад
    А смысл всего этого?
    Имидж России поднять?Согласен.
    Вот пусть PR агенство Green и  займется
    -
    1
    +
    Ответить
    Поделиться
  • Гость
    больше года назад
    Весь мир - жертва американских СМИ. Браво Дамир! Правильная тема. Ее развивать надо.  Жаль что решения принимают тупые вояки...
    -
    0
    +
    Ответить
    Поделиться
  • Гость
    больше года назад
    Присоединяюсь, готов на всех подвластных мне сайтах разместить нужные ссылки(чем могу, тем помогу).
    -
    1
    +
    Ответить
    Поделиться
  • Гость
    больше года назад
    Дамир Халилов - жертва PR российских СМИ, попытайтесь взглянуть на ситуацию со стороны - правда в данном случае где-то посередине :) противоположных точек зрения
    -
    -1
    +
    Ответить
    Поделиться
  • Анастасия Гутникова
    373
    комментария
    0
    читателей
    Анастасия Гутникова
    больше года назад
    С Дамиром можно соглашаться или не соглашаться относительно правды и лжи в западных СМИ, уверена, что и вам сейчас сложно взглянуть на ситуацию со стороны. Я вот сколько ни пытаюсь, и там, и тут почитаю, и сама подумаю сто раз, кто где приукрасил... Мне в этой статье была больше всего интересна систематизация методов распространения информации в сети. Если даже не становиться самому участником таких инфовойн, надо хотя  бы знать о SMO-возможностях, чтобы не принимать все за чистую м...
    С Дамиром можно соглашаться или не соглашаться относительно правды и лжи в западных СМИ, уверена, что и вам сейчас сложно взглянуть на ситуацию со стороны. Я вот сколько ни пытаюсь, и там, и тут почитаю, и сама подумаю сто раз, кто где приукрасил... Мне в этой статье была больше всего интересна систематизация методов распространения информации в сети. Если даже не становиться самому участником таких инфовойн, надо хотя  бы знать о SMO-возможностях, чтобы не принимать все за чистую монету
    -
    0
    +
    Ответить
    Поделиться
  • Гость
    больше года назад
    Спасибо за статью, подчеркнул много интересного. Набор инстументов, что нада :)
    -
    1
    +
    Ответить
    Поделиться
  • Гость
    больше года назад
    Ну так а кто нам мешает? Призыв к админам seonews: соберите всех пиарщиков и сеошников со всех форумов и блогов под призывом "показать миру правду". Давайте протащим на первуые страницы сервисов соц новостей по всему миру. Вы главное составьте план действий, дайте ссылки, вобщем организуйте всё, а мы всё сделаем вместе, потому что по одиночке никто не возьмется, а вместе мы сила
    -
    1
    +
    Ответить
    Поделиться
  • Гость
    больше года назад
    отличная статья, спасибо!
    -
    0
    +
    Ответить
    Поделиться
  • Гость
    больше года назад
    На форуме серча Авелон пытался собрать сеошников во время конфликта, почти никто не откликнулся! ((( http://forum.searchengines.ru/showthread.php?t=255674
    -
    0
    +
    Ответить
    Поделиться

Отправьте отзыв!
X | Закрыть