SEO-friendly CMS, как минимум, не ставит преград для поисковой оптимизации (особенно технической) сайта. А как максимум, способствует ей хотя бы в какой-то мере.
Почему этому нужно уделять внимание
Потому что однажды CMS может достичь своего потолка в плане SEO: в какой-то момент мощностей движка может просто не хватить, чтобы обеспечивать всестороннее развитие сайта. Ведь поисковая оптимизация на сегодняшний день затрагивает практически все области работ над проектом – от технической части до юзабилити и коммерческой составляющей сайта. Выход будет один – переезд на новую CMS со всеми вытекающими: проседание позиций, потеря трафика и денег. Лучше сразу выбрать надежный и развивающийся движок.
Базовые требования к движку для SEO-оптимизации
Если пройтись по самой базовой теории, то можно выделить несколько основных характеристик, которые делают CMS подходящими для сайта, продвигаемого в поиске:
- Высокая скорость загрузки. CMS должна либо предоставлять готовые решения для оптимизации сайта, либо не ломаться после элементарного gzip сжатия CSS или JS и переноса их в футер.
- Функция добавления и редактирования метатегов, в первую очередь title и description. Метатеги передают ботам суть контента на странице. Управление метаданными – это способ контролировать SEO-стратегию с помощью ключевых запросов и формировать расширенные сниппеты.
- Возможность прописывать canonical или закрывать от индексации как отдельные страницы, так и весь перечень страниц.
- Добавление и редактирование текстов. Сейчас очень сложно представить себе успешную SEO-стратегию без контента.
- Создание новых страниц и разделов.
- Добавление изображение и тегов title и alt для них.
- Автогенерация sitemap. Когда движок сам умеет обновлять карту сайта, поисковики в любое время анализируют уже обновленный сайт.
- Редактирование robots.txt.
Кроме этого:
- CMS своей конфигурацией и особенностями работы не должна создавать дубли страниц. А если такое происходит, то должны быть модули или плагины, за счет которых эта проблема решается.
- Хорошо, если CMS известная: тогда можно всегда найти документацию, чтобы разобраться с той или иной проблемой.
- Должны быть модули или плагины для создания Турбо-страниц и AMP. Mobile first все еще с нами и нескоро потеряет свою важность. Яндекс активно развивает свою технологию и не собирается от нее отказываться. Совсем недавно поисковик остановил работу сервиса «Товары и цены», чтобы перевести интернет-магазины на Турбо.
Однако идеальной CMS не существует, поэтому в каждом конкретном случае надо смотреть на то, чтобы движок закрывал большинство потребностей сайта – «из коробки» или посредством плагинов. Посмотрим, какие тут есть варианты.
Насколько популярные CMS благосклонны SEO: обзор
WordPress
По данным iTrack, это самый популярный движок в доменной зоне RU. А по нашему опыту, это еще и самая дружественная поисковой оптимизации CMS, к тому же бесплатная.
Каким сайтам подойдет:
- информационным площадкам;
- блогам;
- небольшим интернет-магазинам (примерно до 2000 товаров), которые не планируют расширяться.
Важный плюс – понятный интерфейс системы: работать с ней можно, не имея навыков веб-разработки. При этом WP по умолчанию имеет мало SEO-функций, их нужно «добирать» с помощью многозадачных модулей. В первую очередь, это плагины Yoast SEO и All in One SEO Pack, а также WooCommerce для интернет-магазинов, Яндекс.Турбо и AMP для создания страниц ускоренной загрузки.
Эти плагины полностью обеспечивают CMS набором SEO-настроек для сайта.
1С-Битрикс
Известная отечественная CMS, вторая по популярности среди RU-сайтов, несмотря на то, что платная.
Для каких веб-ресурсов подходит (спойлер: практически для всех):
- интернет-магазин, в том числе крупный;
- сайт услуг или сервиса;
- новостной или любой другой информационный портал.
С позиции SEO-специалиста важно то, что у этого движка большой набор функций для поискового продвижения. Реализуется он в принципе по умолчанию: у подавляющего большинства сайтов на этом движке, с которыми мы работали, не было дополнений. И это не создавало трудностей, поскольку система многое умеет «из коробки».
Если чего-то все же не хватает – дополнительно можно установить модуль «Поисковая оптимизация».
При всех плюсах – это сложная система, для работы с которой нужен компетентный программист. В отличие от WordPress, работать с этой CMS невозможно без навыков веб-разработки именно на Битриксе. У движка довольно много особенностей в плане SEO, с которыми придется столкнуться в первую очередь.
Joomla!
У этого движка много разных шаблонов и дизайнерских решений. Это привлекательно для маркетологов. А вот с точки зрения SEO работать с этой CMS сложно, хотя встроенные опции поисковой оптимизации есть:
- редактирование тегов title и description;
- формирование ЧПУ;
- настройка редиректов.
Главные SEO-минусы Joomla – склонность дублировать страницы, точечные настройки и общая недружелюбность к пользователю. У этого движка в принципе сложный интерфейс и много ручной работы с кодом. Для глубокой оптимизации сайта нужны платные плагины – например, Tag Meta или OSMap, но их сложно настраивать. Поэтому продвижение сайтов на Joomla требует включенности программиста, без него вообще мало что можно будет сделать.
Какие веб-площадки можно строить на Joomla:
- информационный сайт (новости или блог);
- сайт услуг.
Для интернет-магазина лучше выбрать другую CMS.
CS-Cart
Это российский движок для интернет-магазинов, максимально дружественный для поисковых систем. В чем это проявляется? Прямо «из коробки» можно:
- создавать ЧПУ;
- настраивать canonical URL и 301 редиректы;
- формировать Google rich snippets для карточек товаров;
- генерировать sitemap.xml;
- добавлять метаданные;
- подключать SSL-сертификат.
Это платная CMS, достаточно дорогостоящая, и в этом, пожалуй, главный ее минус.
OpenCart
Дружественный SEO и бесплатный аналог CS-Cart, который так же, как и его собрат, ориентирован на разработку интернет-магазинов. И так же хорошо реализованы SEO-возможности – никаких дополнительных модулей устанавливать не нужно:
Canonical, 310 редирект, метатеги, автоматическая генерация ЧПУ – набор для базовой SEO-настройки включен в новые версии движка по умолчанию. Для старых версий нужен дополнительный модуль – SEO PRO.
MODX
Еще один движок с открытым исходным кодом, который по умолчанию содержит настройки базовых SEO-параметров. Можно заполнять метатеги, редактировать файл robots.txt, устанавливать счетчики Яндекс.Метрики и Google Analytics, формировать ЧПУ:
Это гибко настраиваемый движок, который подходит для всех видов сайтов – интернет-магазинов, корпоративных блогов, больших информационных порталов и так далее.
Существуют две версии системы MODX: Evolution и Revolution.Синтаксис тегов в этих версиях различается, всегда нужно сверяться с документацией. Но поскольку эта CMS не очень популярна в России, полезной технической информации по ней на русском языке не очень много.
InSales
Платная платформа для интернет-магазинов с интегрированными настройками поискового продвижения. Формально это конструктор, но ведет себя он как полноценная CMS. С SEO в этом движке действительно все в порядке – для каждого товара можно прописать канонический URL, добавить метаданные и текст с ключевыми словами:
Есть раздел «Продвижение» с рекомендациями и подробными инструкциями. За отдельную плату, не выходя из админки, можно заказать установку SSL-сертификата, регистрацию в Метрике и другие услуги. Это мощный движок, поэтому он не очень простой: чтобы эффективно работать с InSales, нужно иметь опыт в продвижении магазина и уметь анализировать статистику.
Конструкторы (Tilda, AdvantShop, Megagroup и другие)
Абсолютное большинство сайтов, с которыми работает SEO-агентство, построены на CMS. Хотя не все владельцы веб-площадок выбирают полноценные системы управления, решая использовать конструкторы. Например, у нас есть успешные проекты на AdvantShop и Megagroup, с которыми мы работаем не первый год. Но самый популярный выбор – это, конечно, Tilda. На ее примере мы и рассмотрим, насколько конструкторы сайтов дружественны SEO.
У Тильды по умолчанию есть базовые настройки поисковой оптимизации страниц:
Также предлагаются различные SEO-рекомендации:
Конструктор – это легко, быстро, ничего не надо изучать, никого не надо нанимать. Сайт можно создать за считанные минуты, но он не будет вам принадлежать: сохранить данные на свой сервер нельзя, возможности развития сайта ограничены. Существует прямая зависимость существования веб-площадки от конструктора и его сервера: если там что-то случится, сайт будет потерян.
Доступа к программному коду нет, и это может мешать программистам SEO-агентства: может быть ситуация, когда не получается прописать метатеги для страниц пагинации за счет SEO-полей, порой надо писать регулярные выражения, а в конструкторе нельзя этого сделать. Или, например, улучшение юзабилити, тоже важное для SEO: чтобы поправить дизайн, нужно переверстать и переписать функционал – без доступа к коду это невозможно.
Вывод
У каждой из перечисленных CMS есть свои преимущества и недостатки. Выбирая систему управления контентом, нужно взвесить для себя все плюсы и минусы и подобрать наиболее подходящий вариант, который позволит сайту адекватно функционировать, не связывая при этом руки SEO-специалистам. И всегда нужно помнить, какой бы хороший и дружелюбный ни был движок, важно постоянно держать в поле зрения хорошего программиста: любой модуль после установки чаще всего требует настройки и адаптации под проект. Не бывает стандартных, шаблонных решений, которые могли бы удовлетворить такую постоянно меняющуюся сферу, как SEO.