Выбор фрилансера и принципы работы с ним

19 Марта 2009
в 13:48
3 14634
Карэн Исагулиев
Заместитель руководителя отдела продвижения,
VIPRO

От редакции: Эта статья об организации работы с фрилансерами-копирайтерами. Но изложенные в тексте принципы применимы для всех видов работы с удаленными специалистами.

Более трех лет весьма плодотворно сотрудничая с несколькими авторами, которых сам выбрал и организовал, хочу поделиться опытом своей работы — думаю, он пригодится или, по крайней мере, будет интересен многим.

Ты помнишь, как все начиналось...

Изначально мы с коллегами занимались SEO-оптимизацией и только SEO-оптимизацией. А оптимизация сайта — это, в первую очередь, работа с текстами — редактирование уже опубликованных текстов, публикация новых статей, дайджестов, анонсов и прочее (я имею в виду честную «белую» оптимизацию и «сайты для людей»). И, поскольку в интернете ценится в первую очередь информация, то желательно, чтобы на сайте периодически появлялись очередные статьи, свежие новости, релизы и прочие тексты.
Так что довольно скоро к задаче редактирования текстов добавилась еще и задача написания новостей и релизов. И мы писали новости про новые модели кондиционеров, релизы про шкафы-купе, про окна пластиковые и окна деревянные, про очки, значки, крючки — про все, что было надо!

Вторая задача: желательно публиковать на сайте новости и тематические статьи. Казалось бы, дело элементарное — сказать клиенту, чтоб сам написал про свои товары или услуги. Благо, каждый клиент русским языком владеет, в собственном деле разбирается лучше всех и написать статью для собственного сайта заинтересован кровно... Это прозвучит как абсурд, но практика показала, что статьи для самого себя пишет примерно 1 из 50-60 клиентов (причем после иных написанных клиентами текстов мне приходилось подолгу читать Есенина и Бунина, чтобы вспомнить правильную русскую речь). Так что задача написания тематических статей, в конце концов, тоже легла на нас.

Плюс к этому, периодически появлялись заказчики, которым нужно было сделать сайт полностью, то есть в числе прочего написать тексты для наполнения сайта и иногда на основе проведенного с клиентом интервью.

И вот когда количество клиентов перевалило очередную сотню, писать все тексты самостоятельно стало нереальным. То есть мы, конечно, справлялись и выдавали необходимый объем текстов, но уже начали появляться творения, повествующие о том как «трубадуры стучались в автоматические ворота замков и пели серенады под пластиковыми окнами своих возлюбленных» или как «из плавно открывшихся дверей шкафа-купе тяжелым шагом вышла статуя Командора» — начинался явный кризис жанра. А главное, написание текстов занимало у каждого из нас все больше времени и все меньше времени оставалось на собственно оптимизацию.

Стало ясно, что написание текстов выросло в задачу отдельную и весьма объемную, которую хорошо бы поручить выделенному специалисту и, возможно, даже не одному. Все-таки оптимизатор должен оптимизировать, а писать должен писатель!

Почти сразу решили отдать написание текстов «на аутсорсинг» (нанимать «сотрудников-писателей» в офис оказалось невыгодным — мы попробовали и этот вариант параллельно с аутсорсингом) и довольно быстро методом проб и без существенных ошибок нашли хороших писателей-фрилансеров и наладили весьма плодотворное сотрудничество. Проблем со статьями и другими текстами у нас больше нет; какие-то неизбежно возникающие вопросы, легко решаем в ходе работы.

Вот как выбрать из множества соискателей лучшего и как наладить с ним сотрудничество, я и расскажу.

Выбрать фрилансера

Выбор начинается уже с объявления о поиске фрилансера, готового писать статьи на заказ. Объявление является началом делового общения, и потому уже в нем рекомендую заложить основы для взаимного доверия, которое, на мой взгляд, лежит в основе любого сотрудничества. То есть сообщите разумно полную и, безусловно, точную информацию о предлагаемой работе и ее оплате, изложите свои требования, условия и готовность в чем-то пойти навстречу.

Пример объявления:

"...Коллеги, имею большой объем заказов на написание статей, сам уже не справляюсь и потому приглашаю журналистов.

Тексты заказываю для сайтов коммерческой тематики: автомобили, строительные материалы, мебель, бытовая техника и т.п. Изысков не требую — нужны обычные, но грамотные, литературные, уникальные (то есть не ворованные) тексты, которые каждый из вас, коллеги, видит на сайтах, когда выбирает, соответственно, автомобили, стройматериалы и т.п.

Пожалуйста, шлите на littletext@mail.ru примеры ваших статей по перечисленным тематикам плюс краткое представление себя как журналиста, автора. Обеспечу своими заказами (и регулярными гонорарами) в первую очередь тех, кто пишет добротно и недорого.

Любителям халявы, психологических экспериментов, желающим просто потрепаться — сразу "превед"!

В среднем у меня ежедневно появляется 1 заказ по 3-5 статей в сумме на 5-10 тыс. символов. Заказы оплачиваю в тот же рабочий день по получению готовой статьи.

В начале сотрудничества и для наработки взаимного доверия могу оплачивать заказы по частям или как-то еще. Оплачиваю электронными деньгами (Яндекс.Деньги, WMR, WMZ), банковским переводом (Контакт, Сбербанк), в Москве — наличными, как-то еще.

Тем, кто не успеет откликнуться — искренне желаю успехов и не огорчайтесь, значит, в следующий раз поработаем обязательно!.."

В ответ на такое объявление начинают поступать отклики, по которым с первого взгляда становится ясно следующее:

1. Грамотен ли соискатель, как владеет языком, насколько любит и умеет писать.
Предложения с грубыми грамматическими ошибками я отклонял сразу: ошибки потенциального автора статей в глагольных окончаниях «ться» и «тся» для меня значат примерно то же, что для Атоса клеймо лилии на плече его юной супруги.

Я считаю, специалист должен владеть своим рабочим инструментом достаточно хорошо, и автор, получающий деньги за написание статей, обязан писать грамотно и красиво — желательно лучше меня.

2. Любит ли соискатель писать и умеет ли это делать.

Если отклик короток — в 1-2 предложения — можно уверенно предположить, что автору нечего сказать и/или он не любит писать много. («Здравствуйте. Меня зовут Игорь. Обращаюсь по вакансии автора. Напишите подробности с первым заданием» — если все, что он смог написать на тему «о себе», это что его зовут Игорь, то на менее знакомые темы он напишет еще меньше).

Я заказываю много объемных статей, и потому автор с любым из этих качеств мне не подходит: либо в его статьях будет «вода», либо он не сможет написать заданный объем текста, либо затянет работу, набирая для статьи материал... в общем, с ним будут проблемы.

Это то, что видно буквально с первого взгляда. Со второго взгляда картина еще интереснее.

В этом же объявлении я сразу интересуюсь опытом соискателя в деле написания текстов, прошу прислать примеры прежних работ: «...Пожалуйста, шлите на littletext@mail.ru примеры ваших статей по перечисленным тематикам плюс краткое представление себя как журналиста, автора...»

Эта информация мне действительно нужна, чтобы составить представление о специалисте. Но эта просьба является еще и тестом — по ответу соискателя становится понятно насколько внимательно он прочитал объявление и насколько точно выполнил первое предложенное вами задание (особенно, если на задании не был сделан специальный акцент). То есть насколько серьезно отнесся к работе с вами, насколько он вообще внимателен к деталям.

Если на этот и другие вопросы вашего объявления соискатель ответил подробно, то, значит, объявление он читал внимательно, отнесся к нему вдумчиво, к сотрудничеству с вами относится серьезно.

Плюс к этому, из полного отклика вы сразу узнаете и другие немаловажные для сотрудничества факты:

  • выполнял ли он аналогичные работы ранее и насколько хорошо (учтите, недобросовестный соискатель может прислать и чужие работы — это проверяется либо проверкой на плагиат, либо по другим деталям общения с ним);
  • его образование и опыт в области написания текстов.

Если же в его отклике нет ни прежних работ, ни информации о профильном образовании, то можно предположить, что объявление он читал невнимательно, к вашему предложению отнесся безалаберно и к следующим вашим заданиям, скорее всего, отнесется так же. Либо, что он раньше статьи не писал и образования в этой области не имеет. Дальше решайте сами.

Бывает, отвечают предельно лаконично («Ну очень хочется поработать...» — и все!) и даже после наводящего вопроса сообщают о себе не так чтобы много. Бывает соискатель пытается привлечь чем-то таинственным, многообещающим, императивным («Дайте мне ваши заказы выполню в срок не пожалеете» — без знаков препинания).

При вашем желании и при наличии свободных времени и денег можно попробовать и продолжить общение и с таким — вдруг это гений?!... Но практический опыт показывает, что это бессмысленно: такие авторы обычно витают в облаках и вместо заказанной статьи «Про Фому» в лучшем случае присылают статью «Про левую ногу Еремы» да еще со стилистическими ошибками и искренне ждут за нее гонорар... Так что, может быть, вам подойдут вполне добротные, хоть и негениальные статьи других авторов?..

Таким соискателям рекомендую кратко сообщить об отказе и в дальнейшие разговоры с ними не вступать, если бережете время, нервы и деньги. Некоторые из них продолжают уговаривать дать им шанс «потому что не попробовав, не узнаете какой я автор» (хотя все уже ясно из письма) или обещают научиться «в ходе работы» (но почему за мои деньги?) или применяют какие-то психологические «уговоринги» (но я знаю волшебное слово «рефрейминг»). На всякий случай попробовал я нескольких таких соискателей — ничего дельного не получилось.

Я всем сочувствую, время и место у нас непростое, каждому надо как-то зарабатывать. Но нанимать слабого сотрудника и платить за некачественную работу я не могу, заниматься «благотворительностью» в ущерб делу не имею права.

Те же, с кем сотрудничал долго или продолжаю сотрудничать до сих пор, первым же письмом отвечали на все поставленные в объявлении вопросы хорошим русским языком, присылали примеры своих работ, задавали уточняющие вопросы. Их ответы создавали отчетливое впечатление, что мне отвечает человек деловой, умеющий работать и готовый договариваться.

Обычно после такого анализа поступивших откликов и отсева соискателей явно неподходящих, остается около 6-7 умелых авторов, серьезно настроенных на сотрудничество. Вот с такими и стоит начинать работу.

Начало сотрудничества: он сказал «Поехали!...»

Вторым письмом я сообщаю авторам свои условия и требования уже детально, во всех подробностях, причем, начиная с самых, казалось бы, очевидных — например, что я считаю статьей: текст, написанный грамотно, правильным русским языком, уникальный (то есть не уворованный с других сайтов), без ошибок типа «негроиды доколумбовой Америки» и т. д.

Учтите, то, что является очевидным и разумеющимся для вас, может быть совершенно неочевидно автору! Позиция «я думал, что все делают так» часто приводит к необходимости править или переписывать текст заново и затягивать работу. Кроме того, это не способствует хорошим деловым отношениям. Рассчитывайте только на то, что узнали из писем: что автор пишет грамотно. Все остальные ваши условия, пожелания, требования вы должны ему сообщить, при необходимости разъяснить, обсудить.

Аналогично и с оплатой: сразу и во всех деталях договоритесь о цене и способах оплаты. Самое удобное, на мой взгляд, это оплата электронной наличностью — Яндекс.Деньгами или WebMoney. Менее удобно — банковский или почтовый перевод. Еще менее — личная встреча. Но тут выбирайте, что вам удобнее. И помогите исполнителю освоиться с этими способами оплаты — оказанная помощь вызовет ответное доброжелательное отношение, вам будет легче работать с ним.

В общих чертах сотрудничество строится на том, что я, заказчик, по возможности, иду навстречу исполнителю и на этом основании рассчитываю, что и он будет соответствовать моим ожиданиям. В общем, взаимные честность, уважение, аккуратность.
Мои ожидания просты: получить текст быстрее, дешевле, качественнее.

А ожидания исполнителей я приведу дословно — готовя эту статью, я попросил их описать их представление об идеальном заказчике («сферическом, в вакууме») и идеальных условиях работы. Выводы оставляю сделать самостоятельно:

Анастасия.

Ожидания и цели в работе автора-фрилансера:

  • Естественно, главное — возможность работать дома. Выход на работу в офис (в моем случае) не оправдывает себя.
  • Работа автора-фрилансера изначально кажется интересной, так как в процессе неизбежно знакомишься с самыми разными сферами жизни (в отличие от работы журналиста, числящегося в каком-то одном издании или на одном сайте и пр.). Это действительно так, но недостаток в том, что некоторые области кажутся совершенно чуждыми или очень сложными, а выбирать обычно не приходится.
  • Одна из главных целей при работе фрилансером — личный заработок.
  • Присутствует отчасти аспект честолюбия. Фриланс для России — до сих пор новинка. Чувствовать себя «первопроходцем» — очень даже лестно. Приятно также слышать от близких и друзей (успешных в работе людей), что Я — первый человек в их кругу общения, который умудряется зарабатывать деньги дома, работая через интернет.

«Идеальный заказчик» и идеальные условия работы:

  • При работе с заказчиком хочется всегда получать четко сформулированное задание.
  • Сроки сдачи работы в идеале должны определяться автором.
  • «Идеальный заказчик» не придирается к мелочам — предполагается, что у него есть редактор, который исправит возможные недочеты в работе автора.
  • Удобнее всего получать оплату за сделанную работу сразу после ее выполнения или через день-два. При оплате один раз в месяц приходится вести собственную статистику, что занимает время. К тому же бывают расхождения в подсчетах.
  • Проще всего работать, когда заказчик хотя бы по возможности учитывает сферы интересов и потенциал авторов. Кому-то лучше удаются технические тексты, кому-то — лирические.
  • Идеальные условия предполагают лояльное отношение заказчика к возможным (редким) нарушениям автором оговоренных сроков работы и прочим возникающим в процессе трудностям.
  • Идеальный заказчик хотя бы изредка благодарит за хорошо выполненную работу, а не просто выплачивает деньги — в этом случае у автора появляется уверенность в том, что старания были приложены не зря и возрастает желание работать.

Александр.

Потенциально хороший фрилансер, способный производительно и качественно работать, далеко не всегда сразу находит своего заказчика. Мало того, некоторые люди, далекие от информационных технологий, сразу же отказываются от возможности удаленной работы только потому, что сталкиваются, с их точки зрения, с неразрешимыми проблемами. Некоторые из них по самым разным причинам, скажем, не знают, что можно работать с электронными деньгами.

А потому хороший заказчик с самого начала должен помочь, сделать нужную подсказку в самых элементарных вещах — например, как «завести» электронный кошелек в интернете. Следует с пониманием отнестись к техническим проблемам фрилансера, особенно если он с гуманитарным образованием, поскольку, вполне возможно, это и есть тот человек, которого вы искали. И он найдет другого работодателя только потому, что тот отнесется к нему с большим вниманием.

Не исключено, что должного взаимопонимания фрилансер и заказчик не найдут и далее (хотя вроде бы они и вступили в деловое общение), если не проявят друг к другу нужного доверия. В условиях, когда люди общаются при помощи электронной почты или «аськи» и не смотрят друг другу в глаза, фрилансер, особенно которого уже не раз «кинули», вправе предположить, что его в очередной раз хотят обвести вокруг пальца. Поэтому задача заказчика в том и заключается, чтобы сделать свою работу более «прозрачной», вызывающей доверие. Более того, желательно иметь несколько каналов связи между заказчиком и исполнителем (например, электронная почта и «аська», электронная почта и номер телефона).

Как правило, уже по нескольким предложениям можно понять, на что способен автор. И если заказчик удовлетворен, то ему следует без промедления оплатить заказ. Сроки оплаты могут быть разными, но в любом случае они должны устраивать фрилансера. Заказчик обязан дать понять, что у него нет намерений кого-либо обманывать. У него только одна цель — найти хорошего работника. И лишь потом, когда фрилансер и заказчик понимают, что они нужны друг другу, можно приступать и к большим объемам работ.

Удаленная работа может быть более эффективной, если заказчик четко определяет задание. Ему нужно сформулировать все так, чтобы не было иного толкования написанного, ибо в противном случае это приведет к тому, что работу придется переделывать, а то и вовсе забраковать. Переделка невыгодно обеим сторонам. Фрилансер второй раз берется за ту же работу без охоты, особенно если он чувствует, что в этом нет его вины. И для заказчика это может стать проблемой, особенно когда пожимают сроки сдачи заказа.

Алексей.

Ожидания и цели:

Программа-минимум — просто деньги, возможность получить довесок к зарплате на основном месте работы.

Программа-максимум — переход на фриланс, как основной способ дохода, чтобы меньше зависеть от рабочего расписания, начальства и т. д., самому иметь возможность управлять своим рабочим графиком, не зависеть от места работы.

Идеальные условия:

  • Возможность реально быстро находить заказ (в идеале — мгновенно, не ожидая, не выискивая, не драться за заказы с конкурентами).
  • Возможность выбирать между разными заказами, обращая особое внимание на то, что интересно самому фрилансеру в первую очередь.
  • Возможность работать исключительно по принципу «сдан заказ — тут же заплачены деньги».
  • Полная гарантия от нечестных работодателей (все заказчики платят, не обманывают, не нарушают договоренностей по срокам оплаты и т. д.).
  • Существование более-менее общепринятых (в идеальном идеале — без «более-менее») представлений об оплате труда фрилансера как со стороны заказчиков, так и со стороны самих фрилансеров.
  • Полное отсутствие демпинга, минимальная здоровая конкуренция с разумными людьми.
  • Упрощенное налоговое законодательство, доходчиво даже для непрофессионала объясняющее, в каких условиях, почему и сколько надо платить.
  • Возможность тратить электронные деньги на любые нужды, не выводя их с электронного кошелька.
  • При необходимости — возможность официального трудоустройства со всеми вытекающими отсюда последствиями вроде соцпакета.

Идеальный заказчик:

  • Дает внятное техническое задание.
  • Всегда не только готов ответить на возникающие вопросы, но и реально способен на них ответить быстро и четко.
  • Исходя из сказанного выше, идеальный заказчик всегда на вязи (по крайней мере, предположим возможность заранее оговорить какое-то время, в которое он обязательно на связи).
  • Идеальный заказчик — постоянный заказчик.
  • При постоянных заказах можно не обращать внимания на оплату несколько ниже той, которая может быть при разовых заказах.
  • Дает интересные и разнообразные заказы.
  • Не требует выполнять заказы мгновенно, дает время спокойно поработать.
  • Доплачивает за срочность (при условии, что срочность не превращается в постоянное условие).
  • Вежлив, корректен, не держит тебя за дурака, которому не хватает на пачку лапши быстрого приготовления.
  • Не учит фрилансера делать его работу.
  • Не вмешивается в процесс работы до тех пор, пока не сдан заказ; после сдачи заказа при возникновении претензий доносит эти претензии быстро и понятно, а не по принципу «это неинтересно».
  • Не перекладывает расходы по оплате процентов при вводе/выводе электронных денег на фрилансера (по крайней мере, при вводе).

К сожалению, заданный объем статьи и время, которого всегда не хватает, не позволяют мне изложить все накопленные по этой теме соображения, опыт и идеи, но, надеюсь, она поможет читателям в работе или хотя бы развлечет их на досуге.


3 комментария
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Поделиться 
Поделиться дискуссией:
  • aa1
    больше года назад
    Прослушал курс Натальи Карья и Сергея Трубадура «Азбука успеха для фрилансера» (www.info-dvd.ru/a/1799667)  два раза.  Дискомфорт, конечно, вызвала непрофессиональная запись. Такие вещи должны делать профи. Но, если не обращать внимания на это и на качество самой записи в некоторых уроках, то подчерпнул для себя много нового. Честно говоря, думал что в очередной раз будут куда-то агитировать. Но нет! Разложили по полочкам и дали толчёк для мыслей и действий. Интере...
    Прослушал курс Натальи Карья и Сергея Трубадура «Азбука успеха для фрилансера» (www.info-dvd.ru/a/1799667)  два раза.  Дискомфорт, конечно, вызвала непрофессиональная запись. Такие вещи должны делать профи. Но, если не обращать внимания на это и на качество самой записи в некоторых уроках, то подчерпнул для себя много нового. Честно говоря, думал что в очередной раз будут куда-то агитировать. Но нет! Разложили по полочкам и дали толчёк для мыслей и действий. Интересна мысль о том, что удалённая работа может принести реальный заработок в моих условиях (пригород) без личной встречи с заказчиками. Именно по этой причине заинтересовался и прослушал все уроки. Наталья подробно и просто рассказала о фрилансе то, до чего самому пришлось бы доходить своим умом и совершать ошибки. Благодаря курсу (я нашёл его здесь www.info-dvd.ru/a/1799667) я уже избавил себя, как минимум, от двух таких ошибок (кидок и работа даром). А четвёртый урок сподвиг на действия. Сейчас вплотную изучаю ресурсы фриланса и уже получил два заказа именно по этой системе. Честно говоря, хотелось бы более подробный курс. Вопросы всё же остались. Но Наталье «отлично» за доступный и понятный далёкому от интернета человеку курс.
    -
    1
    +
    Ответить
    Поделиться
  • fomalgaut
    1
    комментарий
    0
    читателей
    fomalgaut
    больше года назад
    Изложенное можно ужать и сильнее (в жанре "инструкция по использованию"), но читать станет неинтересно.
    А какая цель была в сокращении - сэкономить дисковое пространство ?
    -
    2
    +
    Ответить
    Поделиться
  • teh_petuhov
    1
    комментарий
    0
    читателей
    teh_petuhov
    больше года назад
    За 4 часа я сократил эту статью на 40% - старался не выплеснуть ребенка. Есть ли спрос на такую работу?
    -
    -1
    +
    Ответить
    Поделиться

Отправьте отзыв!
X | Закрыть