Вывод сайта из-под фильтра за ПФ со «ссылочными осложнениями»

2015 год – год фильтров от Яндекса. Судя по новому фильтру за кликджекинг, тенденция продолжится и в 2016.

Наложение санкций на сайт ведет к тому, что на протяжении нескольких месяцев сайт практически не получает поискового трафика, либо его доля резко снижается, а это снижает количество заказов и доход.

К некоторым фильтрам прошлого года владельцы сайтов были не готовы. Сложнее всего, когда информации по новому фильтру еще нигде нет. А если к этому добавить не один фильтр, а наложение нескольких, ситуация еще больше усложняется. Ведь одни санкции со стороны поисковых систем могут затруднять диагностирование других. Такую ситуацию и рассмотрим в текущем кейсе. Оба фильтра не новы и о них уже сломано немало копий.

Итак, разберем ситуацию, когда «сложные» фильтры наложены одновременно, всю стадию процесса от диагностирования до радости от снятия санкций и удовлетворения от проделанной работы.

История сайта и диагностика

Сайт пришел в сентябре 2014 года и на тот момент уже имел солидный возраст и историю продвижения:

- Длительное время продвигался постоянными ссылками.

- Ссылки закупались преимущественно в биржах постоянных ссылок

Все ссылки анкорные (когда-то это работало отлично, поэтому в 2010-2013 годах на сайт было закуплено много постоянных ссылок)- использовались также динамические ссылки, которые были сняты в конце 2013 года с целью выхода из-под санкций Google.

Однако, позиции сайта в Яндексе были подозрительно низкими: многие запросы находились в пределах ТОП70-90. Также было замечено проседание трафика из Яндекса в одну из волн попадания под санкции за ПФ. Минусинск тогда еще не анонсировали.

Помимо покупки динамических ссылок, на сайт ссылалась предположительно сеть сателлитов: сайты не находились в биржах, не содержали контактных данных и были явно сделаны для продажи ссылок.

Количество ссылок и ссылающихся доменов

В сентябре произошло изменение % видимости:

ПС

июл.14

авг.14

сен.14

окт.14

ноя.14

дек.14

Яндекс

30,04%

36,55%

11,60%

9,56%

7,00%

3,76%

Видимость – это параметр, который рассчитывается на основании уточненной частотности (“!запрос”) для каждого запроса, среднемесячной позиции запроса и его CTR. На основании данных видимости каждого запроса рассчитывалась видимость сайта в %.

Стоит оговориться, что редизайна, смены URL и каких-то технических предпосылок для подобных проблем не было.

Письмо в Яндекс подтвердило опасения:

Такое «письмо счастья» получали сайты, накручивающие ПФ. Однако, по тексту письма можно выделить две возможные проблемы:

1. Накрутка ПФ.

2. Массовое использование SEO-ссылок.

Рассмотрим пул работ, который выполнялся по этим направлениям.

Накрутка ПФ – что делать?

Данных о проведении подобных работ над сайтом у нас не было. Проверка сайта на наличие подозрительных сессий не показала явных всплесков, заметных отклонений поведения пользователей (по доступным записям сессий через Вебвизор), наличия отклонений в количестве посетителей из необычных регионов. Были замечены только небольшие всплески посещаемости по отдельным запросам, но данных Вебвизора за тот период уже не было.

Основная рекомендация в такой ситуации от Яндекса стандартная: улучшать сайт и ждать, а также прекратить накрутку. При этом дать комментарий о том, продолжается ли накрутка, тех. поддержка Яндекса не могла.

Были отправлены письма в указанные Яндексом сервисы накрутки ПФ, чтобы узнать, не добавлен ли сайт в них и не велась ли накрутка. На удивление, подобную информацию было достаточно сложно получить и требовалась верификация сайта (хотя при добавлении сайта в сервис накрутки верификация не требовалась – нонсенс). Эти действия также не дали плодов.

Ничего не указывало на то, что накрутка продолжалась. Трафик из Яндекса поступал в основном по брендовым запросам, при появлении других поисковых запросов прослеживалась корреляция с позициями.

Параллельно производились следующие действия, направленные на улучшение сайта:

  • Анализ данных Яндекс.Метрики и показателя отказов страниц.
  • Доработка контента и дизайна страниц с большим показателем отказов.
  • Проанализирован весь контент, ликвидирован возможный переспам в Title и текстах. Количество вхождений было сделано несколько меньше, чем в среднем по анализу конкурентов.
  • Неуникальные тексты были переписаны.
  • Проанализирован контент и функционал конкурентов. В итоге контент на страницах был дополнен полезными данными, изображениями, таблицами, которые встречались у конкурентов и действительно были необходимы пользователям.
  • Значительно доработан функционал сайта.
  • По результатам анализа поведения пользователей на сайте были инициированы и внедрены правки, облегчающие навигацию пользователей на сайте.
  • Протестирована и доработана адаптивная верстка.
  • Уменьшено время загрузки сайта.
  • Сняты и добавлены на страницы сайта оригинальные видео обзоры продукции.
  • Исправлены технические проблемы.
  • Сайт был переведен на https-протокол, но переклейка произошла уже после выхода из-под фильтра.
  • Были проведены остальные стандартные работы по продвижению.

Начиная с сентября 2014 и на протяжении всего времени велась активная переписка со службой поддержки Яндекса.

Все в курсе, что техподдержка Яндекса редко дает прямые и четкие ответы. Использовались различные стратегии написания писем, в том числе подробное описание проведенных работ и достигнутые результаты. Но Платон Щукин настаивал на своём.

Позднее появилась информация, что для снятия санкций требуется полгода. Все это время работа не прекращалась. По прошествии полугода был задан очередной вопрос по срокам техподдержке, но ответ в очередной раз не содержал конкретики:

Массовое использование SEO-ссылок

Этот пункт стоял вторым в списке причин, однако, в имеющихся кейсах и аналитике на тот момент должного внимания ему не уделялось. Минусинск тогда еще не был анонсирован (Минусинск был анонсирован 15 апреля 2015 года, с фильтром мы столкнулись в сентябре 2014 года).

Тем не менее, снятие ссылок было начато сразу, несмотря на отсутствие на тот момент достоверных сведений о пессимизации сайта в Яндексе за входящие ссылки.

Алгоритм снятия некачественных ссылок

Прежде всего из панели Яндекс.Вебмастер были выгружены все входящие ссылки на сайт:

Из входящих ссылок выделены ссылающиеся сайты. Далее список сайтов был проверен на наличие АГС и прочие необходимые параметры.

По результатам анализов, сайты, которые имели проблемы с ранжированием в Яндексе имеют 10-20 и более % ссылок под АГС. Поэтому избавление от входящих ссылок именно с сайтов под АГС– приоритетная задача (даже для сайтов, которые не находятся под фильтром).

% ссылок под АГС

Влияние

до 5%

Почти не заметно

5-10%

Возможно, чистим

10-20%

Большой риск санкций, чистим


Помимо ссылок с сайтов под АГС к некачественным отнесли ссылки с:

1. Нетематических площадок.

2. Нетематических статей.

3. Ссылок с прямым анкором.

4. Большая заспамленность сайта.

В результате у получился такой сводный файл:

Если статья (постовой) нетематична продвигаемому сайту – рекомендуем снимать подобные ссылки незамедлительно.

Нетематичная площадка, тематичная статья – необходимо смотреть другие параметры и принимаем решение.

Определить, в какой бирже находится данная площадка, можно с помощью RDS Api:

Это полезно, если ссылок много, а их источник непонятен.

В итоге, после анализа из 2011 ссылающихся доменов по данным Яндекс.Вебмастер 394 домена были под фильтром АГС( почти 20%). Логично, что сайт, на который 20% ссылающихся доменов находятся под АГС, может маркироваться как покупающий ссылки.

После того, как Яндекс обновил АГС, который вместо сокращения количества страниц в индексе аннулирует ТиЦ (возможно для того, чтобы учитывать ссылки с сайтов под АГС), задача по снятию ссылок с сайтов под АГС была по-прежнему максимально приоритетной.

Большое количество ссылок было размещено на сайтах низкого качества в футере. Наверняка, в сети сателлитов. Повлиять на снятие подобных ссылок практически невозможно: страницы контактных данных содержали несуществующие e-mail адреса. Других контактов не было, на письма, высланные через регистратора домена, ответов не было.

Получение ссылок

Одним из способов повлиять на процентное соотношение покупных и естественных ссылок может быть увеличение числа естественных ссылок. На нашей практике без снятия покупных ссылок получение естественных результата не даст, но работы в этом направлении также были проведены. Упор был сделан на ссылки, которые могут дать дополнительный трафик.

Проводились следующие работы:

  • Размещены несколько десятков качественных статей на отраслевых и тематических сайтах.
  • Размещены несколько пресс-релизов.
  • Проанализированы текущие ссылки, которые дают трафик. Где это было возможно, были проведены работы по увеличению трафика с этих площадок. Если это были каталоги организаций, был получен доступ и максимально улучшено описание организации. Для рейтингов – улучшение позиций в них.
  • Получены ссылки с тематических форумов.

Коммерческие анкоры не использовались вообще. Только URL и название компании.

Переломный момент

Работы продолжались, но не давали значимого результата. Увеличился трафик из Google, но позиции в Яндексе все еще оставались в пределах 70-90.

На основании информации из интервью Садовского в конце мая 2015 года стало известно, что сайту с небольшим количеством ссылок с долей 66% покупных ссылок и 33% естественных ссылок санкции не грозят. Также мы знаем, что нужно уменьшить количество покупных ссылок, чтобы алгоритм уловил динамику снижения количества покупных ссылок и их долю в объеме ссылок. Согласно анализу сайтов вышедших из-под фильтра пороговое безопасное число ссылающихся доменов – порядка 500.

Конкретизируем цели:

  • Необходимо уменьшить долю покупных ссылок, желательно до уровня 50-66%.
  • Необходимо уменьшить количество покупных ссылок.
  • Необходимо сократить ссылочную массу до уровня 500-600 ссылающихся доменов.

Для того, чтобы выполнить цели и спрогнозировать возможные сроки выхода из-под фильтра, необходимо:

  • маркировать текущую ссылочную массу, обозначив покупные и естественные ссылки;
  • обозначить необходимый коридор объема снятия ссылок;
  • отследить динамику изменения объема ссылочной массы при текущем темпе проведения работ.

Маркировка ссылочной массы уже была сделана, динамика снижения ссылочной массы при текущем темпе работ прослеживалась. Учитывая тот факт, что все ссылки были постоянные и вели более чем с 2000 доменов, работать для достижения безопасного уровня ссылочной массы необходимо было еще долго.

В июне был получен следующий ответ Яндекса на вопрос о сроках снятия санкций:

Это был единственный прямой ответ Яндекса за все время переписки. Работы по снятию ссылок и переиндексации уже снятых продолжались.

Уже 6 июля после апдейта произошло заметное увеличение количества запросов в ТОП выдачи ПС. Позиции, которые были на 70-80 позициях, вернулись в ТОП-10. Стоит отметить, что количество снятых ссылок после прошлого письма практически не увеличилось.

Было отправлено письмо, с просьбой проверить наложены ли еще какие-нибудь санкции на сайт.

Динамика % запросов в ТОП-10:

Увеличилось количество визитов из Яндекса:

Подводим итоги

На момент снятия фильтра были сняты ссылки более чем с 500 ссылающихся доменов. Периодические работы по чистке ссылочной массы продолжаются до сих пор из-за большого количества площадок, к которым нет доступа. Приведем ряд тезисов, сформулированных после окончания работ.

Важно не сдаваться и продолжать работу над сайтом, находящимся под фильтром. В данном случае очень помогла проработка всех возможных гипотез.

При этом весь пул работ можно разделить на две части:

  • Улучшение сайта.
  • Ликвидация возможных нарушений требований поисковых систем. При этом, относящихся не только к возможному диагностированному фильтру.

Большинство популярных бирж вечных ссылок/статей облегчили жизнь оптимизаторам по снятию/изменению уже размещенных ссылок, т.к. раньше приходилось писать непосредственно владельцу площадки. Однако, владельцы площадок зачастую хотят нереальные суммы за снятие ссылки. При этом тратят на переписку гораздо больше времени, чем заняло бы снятие ссылки, что парадоксально.

У Яндекса нет фильтра, за снятие большого числа ссылок (однако, если бы они работали, теоретически может быть ухудшение позиций в поисковых системах) поэтому можно снимать много ссылок и чем быстрее, тем лучше. В нашем случае трафик из Google не снизился (только с учетом сезонности и изменения спроса).

Важно показать именно динамику снятия ссылочной массы и уменьшение процента SEO-ссылок.

Работать над качеством сайта – это долгосрочная выигрышная стратегия. В последнее время эту фразу все чаще повторяют, но от этого она не становится менее значимой.

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)