20 Августа 2007 в 11:21

Яндекса новое лицо

0 1804

Жизнь без изменений скучна и неинтересна. Все рано или поздно начинает меняться само или требует этих изменений – закон жизни и по-другому нельзя. Нужно меняться, чтобы предложить что-то более удобное и совершенное, чтобы удивить заинтересованную аудиторию, а тем самым и удержать ее. Оффлайновые законы распространяются и на киберпространство, но с некоторыми поправками на динамичность. Так, если человеческая жизнь развивается семилетними циклами, то жизненный цикл интернет-проекта гораздо короче. Это и обуславливает напряженную борьбу со временем за сохранение внешней привлекательности.

Подтверждений тому можно найти достаточное количество, но давайте рассмотрим подробнее одно из последних. Тем более что оно касается одного из самых известных проектов рунета, хорошо знакомого даже непродвинутому пользователю.

Первого августа Яндекс начал открытое тестирование новой главной страницы. А уже через неделю предстал перед своей аудиторией в несколько миллионов в новом обличии. Это уже десятое изменение «внешности» поисковика номер один в рунете - юбилейное, как отмечают сами сотрудники компании. Такая «пластика» понадобилась в рамках подготовки к десятому дню рождения, которое Яндекс готовится отметить в сентябре этого года.

Кардинальных изменений не произошло, дизайнерское вмешательство было минимальным. Скорректировали вход в почту: он стал более заметным и не требует лишнего клика. Сделали акцент на Яндекс.Фотки - фото дня теперь выносится на главную страницу портала. Подтянули на «морду» популярные среди блогеров темы, благодаря чему появилась возможность сравнивать их с главными сюжетами в Яндекс.Новостях. Расширили область регионального блока информации – здесь появились карты городов и адресные справочники. Уменьшили в размере каталог сайтов. Законченность образу придали новые информеры: Яндекс.Открытки, Игрушки и поиск одноклассников в Моем Круге.

Однако Яндекс не ограничился простым «разглаживанием морщинок», революционным ноу-хау в дизайнерской хирургии стала двуликость главной страницы: теперь ее можно поворачивать туда-сюда. В нужности последней фишки сомневался и сам Яндекс, поэтому решил оставить это на суд своих пользователей, которым идея показалось забавной – двусторонний вариант страницы был принят. В целом, по словам Дмитрия Иванова, директора по проектам Яндекса, «главная страница стала более модульной и теперь будет чаще меняться. Так что присылайте пожелания — теперь мы сможем их реализовывать поэтапно, не дожидаясь масштабного редизайна».

Чтобы оценка новой главной страницы не показалась однобокой, мы решили взглянуть на нее с нескольких сторон, а именно: глазами обычных пользователей и глазами специалистов в области веб-дизайна и юзабилити. Так ли все удобно и нужно, как заявляет сам Яндекс?

Третейский суд

Начнем с главного, как оценили новый образ Яндекса те, ради кого все делалось. Своими разными впечатлениями пользователи делились на страницах блога Яндекса. Кто-то по-простому посетовал на то, что не нравится. «Стало все скомкано, глаз мельтешит по контенту, не зная за что уцепиться. Очень долго искал любимую свою ссылку на сервис "Карты". Пришлось заходить во "все сервисы" и искать ее там. Та же самая ситуация с "Афиша", "Телепрограмма", Сегодня в блогах". Если бы были старые добрые иконки к разделам, информация схватывалась бы интуитивно!», - считает Константин Иванов.

Кто-то более конструктивно подошел к вопросу, предлагая более удобные варианты. «В целом - неплохо. Но было бы хорошо объяснить, что рубрики на главной странице - это рубрики Яндекс.Каталога. Не нравится пустое место в правой части страницы - надо чем-нибудь его заполнять. Блок "Яндекс.Почта" - слишком большой, возможно, стоит его уменьшить за счет уменьшения кнопки "Выход" или подачи этой кнопки в виде текстовой ссылки», - говорит Ярослав Деревягин.

Кто-то так обрадовался новому Яндексу, что, не скрывая эмоций, поделился своими впечатлениями. «Спасибо любимому Яндексу за наше счастливое детство! Мне понравился новый дизайн. Самое приятное, что ущемили Каталог, а то он занимал неоправданно много места по сравнению с другими (более) ценными сервисами. "Почте" давно пора было стать ближе к людям. А "Повернуть" - почему бы и нет. Должны же быть какие-то фишки», - делится Владимир Файер.

Мнения разделились, кто-то говорит «за», кто-то «против» нового дизайна. Однако объективность оценок может быть поставлена под сомнение. Пользователей нельзя назвать непредвзятыми судьями - все люди разные. И если неофилу все новое всегда приходится по душе, то консервативным неофобам сложнее дается позитивное восприятие нововведений. А тут еще и аксиома соответствующая приходит на ум - любой редизайн привычного интерфейса вызывает негативные ощущения у пользователей - "то стало неудобно, а вот это стало еще неудобнее". Получается, что без экспертной оценки не обойтись.

Верховный суд

В экспертную комиссию вошли Дмитрий Сатин, руководитель USABILITYLAB, Игорь Маханёк, инженер-программист компании Google, Сергей Сухов, директор по маркетингу компании Individ и Леонид Румянцев, директор Skylite.ru. Первым свои профессиональные впечатления подробно представил г-н Сатин:

Новая страница определенно лучше предыдущей. Она стала целостнее и лаконичнее. Предыдущий вариант отличался беспорядочностью. Теперь структура страницы больше соответствует тому, что нужно пользователю таких универсальных продуктов, которые поставляют поисковые системы (поиск, почта, фотографии, программа ТВ, погода и пр.)
И у Яндекса как у высокопопулярного сервиса есть все возможности, чтобы проверить это. Так как любое изменение в интерфейсах сразу можно оценить по изменению потоков пользователей.

При этом на главной странице присутствуют некоторые странности:

1. Верхнюю часть страницы по-прежнему занимают новости. Оформлены они так, что создают скорее информационный шум, чем направляют внимание пользователе. Возможно, я не отношусь к целевой аудитории этого новостного блока, я никогда не читаю этот список, и часто удивляюсь тому, насколько эта выборка оказывается не интересной мне .



Конечно, любой сервис должен уметь работать с пользователем, у которого нет мотивации использования сервиса. Для этого, в случае с поисковыми сервисами, можно предложить не искать, а читать. И новости как раз могли бы быть таким элементом, удерживающим пользователя на странице, даже если ему нечего здесь делать. Но в этом случае такой блок должен иметь меньший приоритет на странице и располагаться значительно ниже, не отвлекая целевых пользователей поисковой системы от работы.

2. Верхний левый угол сайта почетно занимает ссылка «Повернуть», вызывающая изумление. Пока не попробуешь ее нажать, не поймешь, к каким необратимым последствиям приведет такой поворот.



3. Под логотипом размещается форма авторизации в Яндекс.Почте. Это хорошо, если стоит задача увести пользователя читать почту, но это может противоречить основной задаче системы – зарабатывать на контекстной рекламе. При этом в верхнем правом углу сохранилась ссылка «Войти в почту». Мне кажется, это ненужное удвоение. Но я могу понять, что эта ссылка сохранена для тех пользователей, которые привыкли искать вход в почту именно здесь. Такие пользователи могут не заметить форму входа слева, как это ни удивительно.



4. Здорово, что прямо на первой странице есть информация о загруженности дорог, но странно, что для отображения курса валют выбран термин «котировки», понятный не всем простым людям.



5. Забавным получилось поведение «русской клавиатуры». Эта функция определенно полезна тем, у кого нет под рукой русской клавиатуры. Такое, например, случается в отпуске за границей. Хорошо, что об этом подумали, но здесь есть над чем поработать.

Клавиатуру непросто закрыть, если ее открыл случайно. Я не нашел такой возможности. Хуже другое, «кнопки» на клавиатуре не являются ссылками, первое впечатление – а можно ли на них нажимать? Зато над каждой буквой возникает tooltip (всплывающая подсказка), что А это А, а Б это Б. Пользы от таких подсказок меньше, чем вреда, они перекрывают кнопки, отвлекая пользователей.



Игорь Маханек менее критично отнесся к ссылке «Повернуть», назвав ее самым главным нововведением. Она позволит многим пользователям, не знавшим ранее о существовании облегчённой версии, обнаружить её, поскольку для тех, кому действительно нужно быстро найти информацию, "портальная" главная страница - просто лишний трафик, замедление и отвлечение на новости и картинки. Соответственно, по дизайну облегчённая версия можно сравнить с Google, тогда как "обычная" похожа скорее на порталы Yahoo.com или Live.com.

В целом новая главная страница стала более удобно, например, категории каталога стали меньше бросаться в глаза. Хотя на мой взгляд, их, как и каталог в целом, стоило бы удалить вовсе. Присутствуют удобные и ненавязчивые линки на все важные сервисы и вход в почту, и при этом страница почти не напрягает перегруженностью. Страница стала более адаптированной к высоким разрешениям и не выглядит ужатой в угол.

Единственный, но очень существенный минус - совершенно ужасный анимированный флэшевый баннер по центру, который на этой белой и достаточно лаконичной странице так же уместен, как рэйв-музыка в церкви.


А вот г-н Сухов считает, что изменение дизайнерского решения новой версии Yandex.ru не настолько радикально, чтобы посвящать этому отдельный анализ. Стилистика и цветовая гамма полностью сохранены, большинство элементов представлены аналогично. Дизайн способствует решению большинства бизнес-задач, и это самое важное. Обсуждать же субъективное впечатление от степени «скругленности» рамок или количеству пикселей в иконках – не очень продуктивно и полезно.

Но, несмотря на это, Сергей все-таки представил свое видение отдельных изменений в дизайне: 1. Вероятно, кнопка "Повернуть" должна была бы уводить не на новый домен, а просто "затемнять" весь сайт и оставлять только форму поиска. 2. Весьма удачно сделан блок почты. 3. В каждой версии все лучше показывается, что Яндекс - это не только поисковая система, а комплекс других веб-сервисов.4. Весьма удачно подобраны слоганы и краткие поясняющие надписи.


Леонид Румянцев объяснил все минусы и плюсы обновленной страницы наглядно. По его мнению, редизайн надо было сделать еще при появлении рекламной сети Яндекса. Положительно г-н Румянцев отозвался о новом почтовом блоке, отмечая, что он, как рекламный баннер, завлекает новых пользователей. А вот кнопка «Повернуть» названа неправильно, на самом деле это аскетичная-версия. Но, скорее всего это было сделано специально, чтобы ввести пользователей в заблуждение и не потерять на рекламе. «В общем и целом дизайн удался, я бы с таким ресурсом справился намного хуже».

Определение суда

Таким образом, мы приходим к следующему заключению: дизайн новой главной страницы Яндекса большинством мнений признан удачным. Страница стала более упорядоченной, удобной, функциональной. Но есть еще над чем поработать. Мнения экспертов можно рассматривать как возможные рекомендации к действию.

0 комментариев
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.
Поделиться 
Поделиться дискуссией:

Отправьте отзыв!
X | Закрыть