Как в обычных магазинах, так и при покупках онлайн мы часто сталкиваемся с проблемой: «Как найти товар, который нам нужен?» Я, например, иногда забегаю по пути на работу в магазин, чтобы купить шоколадку, и часто не знаю, где её найти. В некоторых магазинах шоколад можно отыскать на отдельных полках, в других – рядом с конфетами и печеньем, а в третьих – только на кассе. Обычно самый простой способ быстро что-то найти – спросить у продавца.
А что делать, если клиенты выбирают товары в интернет-магазине? Как объединить продукты в группы? Как их назвать, чтобы посетители могли бы быстро найти необходимые товары? Пожалуй, самый надежный способ – узнать у клиентов, какой каталог они хотели бы видеть.
В этом может помочь открытая карточная сортировка – метод, который позволяет создать удобную и понятную для пользователей структуру сайта.
Проведение карточной сортировки
Для исследования мы выбрали магазин спортивных товаров – sportnadomy.ru.
1. Анализ каталога товаров
В начале мы проанализировали основное меню магазина, категории и подкатегории товаров.
На первый взгляд каталог выглядит хорошо структурированным. Команда сайта sportnadomy.ru постаралась вынести в меню основные категории и сделать так, чтобы посетители могли быстро найти оборудование или товары. Посмотрим, что скажут пользователи.
В результате анализа для сортировки мы подготовили 110 карточек из разных категорий товаров. На каждой из них была фотография товара, его название и краткое описание.
2. Отбор респондентов
В исследовании приняли участие 12 человек (6 мужчин и 6 женщин). При отборе мы учитывали:
- пол и возраст,
- виды спорта, которыми занимаются респонденты,
- опыт,
- оборудование, используемое на тренировках.
3. Сбор данных
До начала исследования модератор объяснял респонденту правила сортировки, предлагал посмотреть на карточки и задать вопросы, если что-то непонятно.
Затем респондент приступал к группировке карточек.
Основной нашей задачей было узнать, как посетители магазина видят структуру 1 уровня меню. Но если респонденты хотели выделить подгруппы, мы их в этом не ограничивали.
Когда все карточки были разложены, модератор предлагал респонденту придумать им названия, рассказать принцип группировки и поделиться впечатлениями. Все комментарии респондентов записывались и учитывались при анализе результатов.
4. Обработка результатов
Для обработки результатов мы использовали 2 метода:
- Кластерный анализ, в котором анализируется каждая пара карточек и определяется, насколько часто они оказываются в одной группе. Результатом обработки является дендрограмма.
- Качественный анализ. Все данные о том, как респонденты раскладывали карточки в группы, объединяются в таблицы. Анализируются полученные группы и ищутся сходства. Также рассматриваются названия категорий, которые предложили респонденты, и комментарии, полученные в процессе исследования.
Результаты карточной сортировки
В результате сопоставления результатов кластерного и качественного анализа мы создали новую структуру каталога товаров.
В текущем варианте представлены следующие разделы:
По результатам исследования основное меню выглядит немного иначе: отсутствуют разделы «Настольный теннис», «Оборудование улиц», «Сезонные спорт-товары», «Акции и скидки». «Тренажёры» делятся на 2 большие группы «Силовые тренажёры» и «Кардиотренажёры».
Силовые и кардиотренажёры
Как мы уже отметили, большинство респондентов разделили большую группу «Тренажёры» на 2 раздела «Силовые тренажёры» и «Кардиотренажёры». Внутри групп состав подразделов почти не изменился.
Массажное оборудование
Раздел «Массажное оборудование» выделили все респонденты. Его следует оставить.
В ходе анализа мы обнаружили, что в нём представлены подразделы, в которых нет товаров. Представьте себя посетителем, которого интересуют домашние массажёры. Вы вводите запрос в поисковой системе или выбираете категорию в меню и попадаете на пустую страницу.
Что бы вы чувствовали? Что бы сделали? Думаю, расстроились бы, что потратили время и ушли искать товары на другом сайте.
Рекомендации
Если товаров в категории нет, то рекомендуем убрать данный подраздел.
Если в ближайшее время ожидается поступление оборудования, то можно выводить карточки товаров, добавив на них возможность «уведомить о поступлении» или предложив связаться с представителем компании.
Игровые виды спорта
В текущем варианте «Настольный теннис» - отдельный пункт меню. Однако респонденты включают в его раздел «Игровые виды спорта».
Если «Настольный теннис» является ключевым разделом, то он может быть оставлен в верхнем уровне.
Детские товары
Сейчас на сайте представлены разделы «Оборудование улиц» и «Спорт-товары для детей».
Респонденты не стали выделять уличное оборудование в отдельную группу, а разложили товары по разным категориям. В «Детских товарах», например, появились новые подкатегории «Игровые площадки» и «Детские тренажёры».
Единоборства
В этом разделе респонденты выделили 3 подраздела. В целом подкатегории соответствуют тем, что представлены на сайте.
Велосипеды
В текущей версии сайта велосипеды находятся в «Сезонных спорт-товарах». Респонденты вынесли их на первых уровень меню.
Батуты
В данном разделе респонденты не выделили подразделы.
Итоги
Результаты карточной сортировки показали, что посетители видят каталог товаров немного иначе, чем он представлен на сайте. Поэтому если у вас есть интернет-магазин или любой другой ресурс, и вы сомневаетесь в том, как организовать каталог, обратитесь к вашим пользователям – они расскажут, как они хотели бы его видеть.