Под юзабилити мы чаще всего подразумеваем удобство пользовательских интерфейсов, навигации, дизайна и прочих визуальных объектов на сайте. Но львиная доля контента, который нужен пользователю — это текст: описание товаров, способа заказа услуги, сравнение марок и так далее. Многие пользователи не просто ищут в интернете, а сравнивают, читают аналитические материалы и статьи на сайтах, поэтому важно правильно разместить текст. В этой статье мы поговорим о простейших приемах размещения текстов и о том, как делать правильно.
Нечитабельный текст на сайте разочаровывает пользователя, который не просто не будет читать, но и постарается забыть бесполезную страницу, как страшный сон. Мелкий шрифт, нагромождение текстовых блоков и отсутствие банальных подзаголовков могут навсегда лишить вас лакомого куска аудитории. Ниже мы рассмотрим основные параметры размещения текста и типовые ошибки, допускаемые создателями сайта. А рассматривать мы их будем на примере одного старого сайта, посвященного сериалу «».
- Шрифт. Существует два типа шрифтов: с засечками (serif) и без засечек (sans serif). Всем, кто хоть немного имел дело с созданием сайтов, известно, что в интернете используется шрифт без засечек, шрифты класса serif подходят только для печатной продукции. Это объясняется тем, что с экрана читать сложнее и характер восприятия не позволяет применять «цепляющие глаз» засечки. Еще незабвенный Якоб Нильсен писал: «Если сомневаетесь, используйте Verdana». На данный момент шрифты Verdana, Arial и Tahoma применяются чаще всего, в западном сегменте можно встретить шрифт Georgia с засечками.
На сайте лучше использовать один-два шрифта в разных начертаниях (полужирный, курсив). Большее их количество выглядит неприятно, заставляя пользователя постоянно перестраиваться на новое начертание. Размещение на сайте текста в стандартном «вордовском» шрифте Times New Roman выглядит убого и напоминает самодельные бесплатные сайты на «народе». Говоря о нашем примере, :
А вот тот же фрагмент, но на другом сайте, уже без засечек. Фрагмент тоже не идеальный, но вопрос шрифта решен:
- Размер и цвет шрифта. Размер шрифта должен быть в пределах от 10 до 14 пикселей, крупный шрифт раздражает, мелкий просто нечитабелен. Для большинства идеально подходит шрифт 10-12, для людей в возрасте нужен 14. С этим все понятно, кто не убежден, попробуйте прочитать текст на или, например, на . В том, что касается цвета шрифта, важно учитывать не столько сам цвет, сколько его контраст с фоном.
В идеале на вашем сайте должен быть черный текст на белом фоне, можно темно-серый и другие темные цвета. Не стоит использовать синий цвет для шрифта, так как он традиционно используется для обозначения ссылок. Самые плохие сочетания, какие можно придумать, — это красный на черном, голубой на белом и светло-серый на белом, синий на черном. Для примера: попробуйте прочесть написанное синим:
- Интерлиньяж. Это расстояние между строками. В веб-тексте интерлиньяж должен быть в полтора раза больше, чем в печатных изданиях, это облегчает просмотр и чтение текста. Сюда же можно отнести вопрос о разделении абзацев двойным интервалом — это облегчает поиск. Кроме того, не забывайте, что пользователь ленив по своей природе, поэтому, увидев огромный «слепой» текст, он, скорее всего, продолжит поиски на другом сайте. Попробуйте прочитать текст . Такое читать, может, и нетрудно, но как-то тоскливо.
- Абзацы. Тут нет каких-то жестких ограничений по размеру и количеству, но всегда хочется сделать текст не просто информативным, но и красивым. Чтобы, например, на скриншоте смотрелся ровными прямоугольниками и не кучей битого кирпича. Поэтому желательно делать абзацы примерно одинакового размера, по 450-600 символов. Слишком большие абзацы плохо воспринимаются из-за той же ленивой природы пользователя, слишком короткие выглядят «грязно».
Разумеется, не стоит увлекаться оформлением текста в ущерб его содержанию, но три одиноких строчки стоит объединить в один абзац. Это совет чисто эстетический, пример неправильного использования можно посмотреть . К вопросу о выравнивании абзацев: его нужно делать по левому краю — так удобнее читать. В приведенном примере выравнивание сделано по ширине, что неудобно для чтения, хоть и выглядит красиво. Абзацных отступов, принятых в печати, делать не нужно: в печати они используются для разделения абзацев, в вебе для этого есть двойной интервал.
- Подзаголовки. Тексты длиннее 1,5-2 тысяч знаков нужно делить на подзаголовки. Дело в том, что пользователь не читает тексты в прямом смысле слова, а просто просматривает в поисках нужной информации. Подзаголовки экономят время и позволяют быстрее найти то, что нужно. Конечно, всегда можно воспользоваться поиском по странице с помощью Ctrl-F, но далеко не все «юзеры» настолько продвинуты, чтобы знать такие тонкости.
- Шрифтовые выделения. В арсенале копирайтера есть три вида выделения основных мыслей текста: полужирное написание, курсив и ПРОПИСНЫЕ БУКВЫ. Полужирное выделение используется для обозначения главного слова абзаца, его тематики, курсив традиционно обозначает главную мысль автора, а прописные буквы используются для резюмирования и привлечения внимания. Не рекомендуется использовать прописные буквы слишком часто — это на языке шрифта обозначает крик и наводит на мысли о вменяемости автора. Попробуйте прочесть этот фрагмент:
- Выделение ссылок. Основной инструмент, который пользователь применяет в своей повседневной интернет-жизни, — это поисковая система, где ссылки выделены синим цветом с подчеркиванием, а пройденные ссылки — фиолетовым. Следовательно, это закрепленное знание стоит использовать и на своем сайте: синие ссылки, фиолетовые «пройденные». Бывает так, что существующий дизайн сайта не позволяет делать синие ссылки. Если Вы хотите отличаться от общепринятых норм, то помните одно простое правило: ссылки должны быть выделены другим цветом, использованные ссылки должны отличаться по цвету от активных, текст ссылки нужно подчеркивать.
Не стоит подчеркивать текст, не являющийся ссылкой — это вводит пользователя в заблуждение. Человек заходит на сайт, видит нечто похожее на ссылку (то, что должно быть ссылкой, судя по его опыту), кликает и... не получает ничего. В сети слишком большая конкуренция, чтобы разочаровывать и обижать пользователя такими мелочами.
Вместо заключения
Уже довольно давно Якоб Нильсен сформулировал одно простое правило, которое работает в отношении всех сайтов: «Пользователь проводит больше времени на других сайтах, чем на Вашем». Это означает, что нужно крайне внимательно подходить к использованию любых нестандартных приемов в оформлении текста, графики и навигации. Пользователь интернета владеет базовыми знаниями и навыками (подчеркнутое есть ссылка, жирным выделено главное слово, крупный текст важнее мелкого), которые нужно не ломать, а использовать в своих интересах.
Кроме того, пользователь ленив и даже предпочитает читать, откинувшись в уютном кресле. Поэтому шрифт должен быть достаточно крупным, абзацы — разделенными двойным интервалом, а подзаголовки должны просто быть. В динамичной среде, обитатели которой голосуют кошельком и кликом мышки, нет мелочей и «слишком избитых решений», есть привычные формы, выработанные годами и закрепленные тысячами пользователей.

Теги:
