От доверия поисковых систем к сайту зависит его положение в результатах поиска и, соответственно, количество получаемого трафика и успешность привлечения клиентов из интернета.
Ответы на запросы пользователей предоставляют сайты, поэтому поисковики досконально их оценивают: достойны ли те или иные ресурсы того, чтобы быть показанными аудитории? Можно ли верить информации, размещенной на них? Именно эта оценка определяет уровень доверия к сайту.
Вот над чем надо работать, чтобы повысить доверие к сайту:
- Техническое состояние сайта, влияющее на пользовательский опыт и поведенческие показатели, которые поисковики используют при оценке качества ресурса.
- E-E-A-T – метрики качественного контента от Google, по которым поисковик определяет надежность сайта и достоверность информации на нем.
- Брендовая выдача – важная составляющая для формирования доверия как поисковиков, так и пользователей.
Далее рассмотрим их подробнее.
Техническое состояние сайта
Краткий список того, что помогает добиться доверия поисковиков:
- Скорость и устойчивость работы сайта каждый день в любое время суток.
- Удобство использования на любых устройствах.
- Отсутствие ошибок в отчетах Яндекс Вебмастера и Google Search Console.
- Целевые страницы, которые находятся в индексе и выдаются в поиске.
- Защита данных пользователей, наличие надежного SSL-сертификата.
Этот чек-лист можно применять к любому проекту: от самого маленького сайта до большого многостраничного портала.
Скорость работы
Сайт должен быть быстрым и удобным для пользователя: открываться в любое время и на любом устройстве, особенно в пик скидок и распродаж, когда нагрузка на сервер максимально высокая. Чем сайт тяжелее и медленнее, тем больше проблем может возникнуть, например:
- низкие поведенческие показатели,
- мало выполненных целевых действий,
- плохая конверсия в продажи.
Адаптация под мобильный трафик
В интернете можно встретить много примеров плохой адаптации сайта под мобильные устройства: например, когда кнопки прячутся за границей экрана, нет возможности оформить заказ или дозвониться за срочной помощью прямо со страницы ресурса. Чтобы на вашем сайте не оказалось подобных ошибок, надо тестировать работу всего функционала, который вы добавляете.
Если у вас нет средств на помощь профессиональных тестировщиков, можно проверять мобильную адаптацию самостоятельно. Попросите знакомых зайти на ваш сайт с телефона и проверить, что он работает как положено: все кнопки видны и кликаются, получается оформить покупку, заказать обратный звонок или совершить другие целевые действия. Если что-то не работает, это можно исправить: как правило, любая система управления сайтом, через которую вы добавляете новости, цены и так далее, позволяет поправить и внешний вид сайта.
Отсутствие ошибок в отчетах Вебмастера и GSC
Ошибки важно своевременно исправлять, они подсвечивают проблемы ресурса, сказывающиеся на ранжировании и привлекательности сайта для пользователей. Алгоритм исправления ошибок в целом всегда одинаковый: нужно привести страницы в соответствие с рекомендациями поисковика.
Рассмотрим на примере ошибки в Вебмастере, с которой многие столкнулись за прошедший год: малополезный контент. Чтобы понять, что именно не так с вашими материалами, нужно открыть справку Яндекса и посмотреть, какой контент считается малополезным. Основной принцип оценки: текст должен четко и точно отвечать на запрос пользователя, полностью раскрывая тему.
Защита данных пользователей
Сейчас это обязательный пункт с учетом того, как распространилось цифровое мошенничество. Сюда входят установка на сайт SSL-сертификата и защита форм обратной связи с помощью Captcha. Они защищают сайт от вредоносных программ и ботов, а клиентов – от потери личных и платежных данных. Ну а поисковикам они показывают, что вы заботитесь о своих клиентах и их безопасности.
E-E-A-T
Аббревиатура E-E-A-T означает Experience, Expertise, Authoritativeness, Trust. Она пришла из рекомендаций Google для асессоров – людей, которые проверяют сайты и на действиях которых обучаются автоматические алгоритмы поисковика.
Согласно руководству Гугла, опыт, экспертность, авторитетность и доверие – это те критерии, по которым поисковик может понять, подходит ли сайт для того, чтобы показать его пользователям. Наибольшее влияние эти параметры оказывают на сайты направлений, которые так или иначе влияют на достаток, жизнь и здоровье человека.
Примеры того, что нужно сайту, чтобы соответствовать параметрам E-E-A-T:
- На сайте, с точки зрения оптимизации, обязательно должны быть ваши контактные данные. Лучше, если они дополнены вашими соцсетями – это тоже своего рода контакты, по которым с вами можно связаться или узнать о вас больше.
- Лицензии и сертификаты – особенно для тех направлений, где они обязательны, например, здравоохранение.
- Авторы контента должны быть экспертами в сфере. Материалы в блоге компании должны быть подписаны именами сотрудников или иных специалистов в сфере (например, коллег и партнеров). Для поисковика это значит, что вы руководствуетесь реальным опытом и отвечаете за качество своих рекомендаций.
- В идеале ваши высказывания в статьях подтверждают ссылки на исследования, рейтинги, шорт-листы и так далее.
- Отзывы подтвердят ценность ваших услуг или товаров. Если ваш продукт хвалят, то поисковик понимает, что может его рекомендовать.
Пример сайта с хорошими показателями E-E-A-T
В качестве примера того, как четкое следование рекомендациям E-E-A-T выглядит на реальном сайте, рассмотрим магазин «Все инструменты».
В шапке мы сразу видим много важной и полезной информации:
- какие есть условия получения и оплаты, где прочитать о них больше;
- где посмотреть ближайший к нам адрес пункта самовывоза;
- как открыть наш заказ, чтобы оплатить его;
- где можно узнать о гарантии на товар, условиях доставки и возврата;
- как связаться со службой поддержки и где прочитать ответы на частые вопросы.
Внутри карточек товаров тоже огромное количество нужных покупателю данных и ссылок. Например, помимо полной информации непосредственно о товаре, можно быстро узнать про условия возврата и обмена, про сервисы обслуживания и про то, как товар оценили предыдущие покупатели.
Особенно рекомендую обратить внимание на раздел отзывов. Для многих товаров, особенно для инструментов и подобных категорий, невозможно заранее по фотографии и описанию производителя понять, насколько они действительно хорошие. Отзывы помогают пользователям принять решение о покупке без обращения к консультанту. На сегодняшний день это обязательный элемент страницы товара для продвижения интернет-магазина.
Брендовая выдача и рейтинг организации
Брендовая выдача – это всё, что поисковик показывает на запросы, содержащие название вашей организации.
SEO сейчас – это не только оптимизация сайта, но и работа со всеми площадками, куда вы можете дотянуться и разместить свою информацию. Работа с видимостью бренда помогает увеличить уровень доверия к сайту и получить больше клиентов. Вот с чем стоит поработать:
Собственные площадки и справочники
Ваш сайт и соцсети полностью под вашим контролем. На них вы можете указать свои условия и время работы, контактную информацию, гарантии и так далее. Кроме того, вы можете делиться своей экспертизой через контент, репостить отзывы и наполнять свои площадки информацией, которая положительно характеризует ваш бренд. Всё это повышает доверие к вам.
Где еще можно опубликовать информацию о себе:
- Справочники организаций вашего города.
- Яндекс Бизнес.
- Локальные площадки и сайты с блогами организаций.
- В онлайн-картах – 2ГИС, Яндекс Карты, Google Maps.
- Локальные или тематические рейтинги организаций.
- Яндекс Услуги.
Отзывы на сайте
Источником отзывов для любой организации являются ее текущие покупатели. Кто-то из них сам с удовольствием оставит свой отзыв, а кто-то придёт к этому не сразу. В любом случае, всегда просите написать отзыв на вашем сайте: это можно сделать на финальном этапе предоставления услуги.
Как показывает практика, большинство пользователей охотно делится мнением и не требует за это какой-либо оплаты.
Рейтинг на отзовиках
Чем выше рейтинг организации, тем выше к ней доверие. На сегодняшний день поисковики умеют связывать отзывы со всего интернета с организацией и учитывать их при оценке сайта.
Для начала работы с репутацией на сайтах-отзовиках нужно зарегистрировать карточку организации: заполнить на интересующей площадке информацию о себе, а потом работать там с отзывами, когда их оставят. То есть отвечать на них и показывать, что вам интересно мнение пользователей.
Кстати, страницу с отзывами тоже можно оптимизировать под SEO. Это поможет заполнить брендовую выдачу и / или занять больше мест в поиске по интересным вам запросам. Как это сделать: в свои ответы на отзывы клиентов вставляйте ключевые слова и фразы, которые вы используете для продвижения. Таким образом, страница с отзывами будет ранжироваться по словам, которые вам интересны. Это особенно удобно делать на площадках, которые создают отдельные страницы под каждый отзыв: Отзовик, IRecommend.
Как можно потерять доверие поисковиков?
Поведенческие показатели
Подразумеваются глубина просмотров, отказы, среднее время на сайте и так далее. Эти параметры очень важны для ранжирования. Пользователь должен прийти на сайт и найти ответ на свой вопрос в максимально комфортное для него время – не стоит умышленно растягивать путь клиента до получения информации или выполнения целевого действия.
Кроме того, если взаимодействие с сайтом понравилось клиенту, он может оставить о нем отзыв, например, в Яндекс Браузере. Отзывы оттуда видны в Вебмастере и могут служить полезной обратной связью для улучшения интернет-ресурса. Например, если сайт ругают за то, что он медленно работает, стоит подумать о более быстрых хостингах или о том, как оптимизировать контент и дизайн, чтобы ускорить загрузку страниц.
Накрутки и небезопасные методы продвижения
Одна из самых популярных ошибок в погоне за быстрым результатом от продвижения сайта – чужой контент, например, парсинг карточек товаров с чужого сайта. Получается, что существует как минимум два сайта, которые с одним и тем же описанием пытаются продать клиентам одинаковые товары. Так вы можете потерять доверие и позиции в выдаче на долгое время, а потенциально еще и получить иск за кражу авторского контента (например, уникальных фотографий товара). Поэтому важно, чтобы контент был уникален.
Вторая популярная ошибка нечестного сеошника: дорвеи. Трафик собирают на десятках лендингов по конкретным запросам, а потом предлагают пользователям перейти на другой сайт, где уже оформляется предложенная услуга. За такие методы можно получить фильтр – санкции поисковой системы, которые ведут к снижению позиций всех страниц ресурса. Поэтому клиента нужно привлекать на свой сайт, предлагая максимально честные условия.
Риски безопасности
Бывают уязвимости, за которыми сложно уследить. Например, это ошибки в работе хостинга или системы управления. В результате на сайте могут появиться вирусы и баннеры, которые пытаются обмануть пользователя без вашего ведома.
Как правило, на хостингах есть установленные антивирусы. Вы получите от них предупреждение и их с помощью сможете избавиться от последствий нарушений безопасности. Разумеется, это необходимо сделать максимально оперативно.
Вместо вывода: дополнительная польза работы над доверием поисковика
Работая над укреплением доверия поисковика, вы не только улучшите свои позиции в выдаче, но и совершите множество действий, которые помогут добиться одобрения потенциальных покупателей:
- Оптимизируете техническое состояние сайта, делая его удобным и быстрым для пользователей любых устройств.
- Добавите на сайт важную информацию, которая поможет принять решение о покупке.
- Сделаете свой контент более авторитетным и полезным, указывая авторов-экспертов и источники информации.
- Позволите клиентам размещать отзывы о товарах и услугах, чтобы аудитория могла руководствоваться опытом реальных людей перед покупкой.
- Заполните брендовую выдачу, чтобы пользователям было проще найти о вас достоверную информацию.
- Улучшите рейтинг организации, чтобы вас можно было отличить от тысяч похожих бизнесов и запомнить.