Закон «о приземлении»: предпосылки и что от него ждать российскому рынку

6 июля Госдумой был принят закон о введении оборотных штрафов для ИТ-компаний, которые нарушают закон «о приземлении». 

О том, что предшествовало таким мерам и как это отразится на российском рынке, рассказывает основатель делового клуба «Эталон» Ярослав Соковнин.


Предпосылки

В июле прошлого года Госдумой был принят закон «о приземлении», в рамках которого иностранные ИТ-компании должны были до 1 января текущего года открыть официальные филиалы в России, а также разместить форму для обратной связи на своих сайтах. Данное требование относится к компаниям, посещаемость сайтов которых с территории РФ превышает 500 тыс. человек в сутки. Под действие закона попали 20 ИТ-гигантов таких, как TikTok, Facebook*, Instagram*, WhatsApp, Twitter, Telegram, Gmail, AliExpress, Ikea, Wikipedia.

Для тех, кто до сих пор в недоумении, замечу, что законы, регулирующие деятельность ИТ-компаний – мировая тенденция. Как было отмечено в докладе Центра политической информации, подобные законы приняли в ряде крупных стран: в Великобритании, Франции, США, Индии, Японии и других.

По словам руководителя Администрации Президента, одним из факторов, повлиявших на решение о принятии такого закона, стали многочисленные отписки со стороны вышеперечисленных компаний на обоснованные требования регулятора. Как отметил Сергей Кириенко, с помощью закона власти хотели установить корректное взаимодействие с иностранными ИТ-компаниями.

Позднее, когда стало известно, что «приземляться» большинство компаний не желает, Минцифры предложило проект, который запрещает банкам и платежным системам обслуживать платежи компаний, нарушающих закон «о приземлении». Согласно данному проекту, Роскомнадзором ведется два списка компаний:

  • В первом списке находятся компании, которые отказываются открывать филиалы в России. Любые переводы в их сторону должны быть заблокированы российскими банками. 
  • Во втором – иностранные платежные системы, которые принимают платежи в пользу компаний из первого перечня. 

Однако, мера оказалась не эффективна и по состоянию на 29 декабря 2021 года требования так и не были выполнены рядом компаний. По ссылке можно ознакомиться с результатами опроса, проведенного Интерфаксом: о своих намерениях касательно выполнения закона компании даже не распространялись.

Однако логично будет предположить, что меры наказания, предпринимаемые российскими властями, конечно, были недостаточными для того, чтобы мотивировать компании исполнять закон.

Например, та же пометка в поисковиках, которая информирует пользователей о нарушении закона компанией, никак не повлияет на лояльность, если она была уже сформирована (как у большинства крупных брендов о которых идет речь). Если же говорить о полной блокировке интернет-ресурсов, то стоит вспомнить многосерийник с блокировкой Telegram, когда падало все, что только может упасть, кроме самого мессенеджера. К тому же, все знают о VPN.

В законе, который уже начал действовать и вводить оборотные штрафы за неисполнение закона «о приземлении», наказания кажутся более эффективными: в размерах до 1/10 общего размера суммы выручки за деятельность компании в России. Например, совсем недавно ФАС предупредила Apple об оборотном штрафе за то, что компания злоупотребила своим положением на рынке.

Как сообщает пресс-служба ФАС: «Выяснилось, что пункт 3.1 Руководства по рассмотрению App Store запрещает разработчикам iOS-приложений информировать клиентов внутри приложения о возможности оплаты покупок за пределами App Store, а также использовать альтернативные способы оплаты».

Компания должна будет выплатить немаленький штраф, поскольку это не первое обращение к ней. Но насколько данная мера наказания будет эффективна в перспективе, учитывая нынешние обстоятельства, мы узнаем спустя некоторое время.

Есть ли польза от закона для нас?

Как отмечено руководителем рабочей группы Общественной палаты РФ по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации Вадимом Виноградовым, благодаря закону российские пользователи смогут намного оперативнее решать вопросы, связанные с иностранными IT-компаниями. Хотя бы теперь не придется ехать в страну компании, если по каким-то причинам началось судебное разбирательство.

Было немало случаев, когда люди не могли вернуть средства, автоматически списанные западными компаниями из-за невозможности установления какого-то адекватного контакта с компанией.

Если говорить о минусах закона «о приземлении», то он сильно ударил по российским пользователям и разработчикам. Из-за того, что у нас теперь нет возможности оплачивать сервисы, разработчики не могут продавать ПО. Что, в свою очередь, провоцирует дополнительный отток специалистов из России.

Я ничего не имею против импортозамещения, но, как известно, NashStore до сих пор не доступен после большого наплыва пользователей.

Чего ждать?

То, что пугает сейчас, – это состояние неопределенности. Я могу предположить, что у нас получится создать свое ПО, но сколько это займет времени, очень сложно предсказать. Ведь на данный момент отток высоко квалификационных IT-специалистов продолжается, а ожидание нового поколения может занять довольно много времени. Поэтому, я думаю, прогноз, если он и имеется, то не самый утешительный.

Однако, следует отметить: у нас уже имеются неплохие аналоги зарубежных программ. Большинство компаний переходят на них. Но, опять же, на это нужно время.

Напоследок хочется сказать, что максимум внимания сейчас надо уделять импортозамещению. Так как убытки от ухода тех же операционных систем могут быть колоссальными. По крайней мере, пока у нас нет достойных аналогов.

*Организация Meta, а также ее продукты Instagram и Facebook признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ

(Голосов: 8, Рейтинг: 4.5)