Зависимость CTR в выдаче Яндекса от длины запроса и позиции

Для оценки трафика, получаемого поисковым продвижением, важно не ошибиться в прогнозе CTR в выдаче. На CTR влияет множество факторов, основные из них:

  • позиция в выдаче,
  • релевантность документа и качество сниппета,
  • длина запроса,
  • доля фиктивных показов, генерируемых роботами,
  • особенности спроса (сезонность, регион).

В целом, можно провести оценку каждого влияющего фактора и найти закономерности.

Я исследовал зависимость CTR от позиции в выдаче и длины запроса для 7 продвигаемых сайтов различных тематик. Для анализа были выбраны около 900 запросов, присутствовавших в ТОП-10 Яндекса в Московской выдаче.

Тематики сайтов – металлопрокат, аудиотехника, шлагбаумы, шины и диски, фототехника, сумки, электроприборы. Сайты продвигаются по большим спискам целевых СЧ и НЧ запросов (вида «труба стальная», «сумки из натуральной кожи») а также по высококонкурентным однословным запросам (вида «плееры» и т.д.). В выборке оказалось довольно много витальных запросов (названия компании, URL сайта), которые для чистоты эксперимента были отброшены и не участвовали в приведенном анализе.

Собственно, результаты:

CTR растет с увеличением длины запроса

На интервале длины запроса от 1 до 5 слов CTR растет. Это понятно, поскольку с ростом длины запроса улучшается и целевой характер аудитории, и релевантность документа запросу. При дальнейшем увеличении длины запроса характер кривой меняется, и CTR начинает падать. Предполагаю, это связано со снижением качества выдачи и релевантности документа запросу. Данных не привожу, поскольку в этом диапазоне их немного и, соответственно, возможна существенная погрешность.

Вывод: целесообразно продвигать «длинный хвост» запросов, не ограничиваясь псевдо-высокочастотниками. По данным Яндекса, половина запросов имеет частотность ниже 30 в месяц, Рэнд Фишкин из SEOmoz оценивает «длинных хвост» в 70%. Очевидно, что пренебрежение массой СЧ/НЧ запросов приведет к ощутимой потере охвата, и, как видно из статьи, масштабному недополучению трафика. Более того, помимо лучшего CTR в выдаче, длинные запросы обеспечивают лучшую внутрисайтовую конверсию. Банально, конечно. Но общий уровень оптимизации и понимания – ниже плинтуса, так что нелишне повторить банальность.

Зависимость CTR от позиции в выдаче

Каких-то чудес не обнаружилось, все вполне закономерно:

Снижение позиции приводит к снижению CTR, за исключением последнего пункта выдачи. Там наблюдаем традиционно небольшой рост. Для любителей более подробных данных привожу итоговый массив:

Видно, что при значительной длине запроса разброс данных увеличивается. Видимо, причина в изменении релевантности документа запросу.

Вывод: экономически целесообразно доводить документы до 1-го места в выдаче. Стоимость продвижения в рамках ТОП-10 меняется не слишком заметно. Однако, как видно из статьи, трафик здорово зависит от позиции. Поэтому разумно ставить и достигать цель – ТОП-1 по нужным запросам.

Напоследок еще одна банальность – улучшайте сайты. Только создав действительно отличный сайт, с множеством качественных и хорошо связанных документов, можно рассчитывать на хороший трафик по многим запросам при разумных вложениях.

В завершение должен сказать, что эта статья дала повод задуматься над многими смежными вопросами. Если найду время – обязательно продолжу наблюдения за кликабельностью в выдаче.


(Голосов: 5, Рейтинг: 5)