Вы давно хотите с чего-то начать, знаете тематику и стремитесь поделиться с аудиторией своим опытом, но не уверены в регулярности поставляемого контента и качестве опубликованных материалов? Добро пожаловать в клуб, участниками которого мы были пару лет назад. Мы знали, о чем пишут конкуренты, накидывали в черновик примеры заголовков и фактуру для будущих статей, а сделать первый шаг, к сожалению, никак не решались.
Геймификация
Сначала у нас появилась интересная идея – геймифицировать часть рабочих процессов. Со стандартными задачами, плюс индивидуальными решениями для конкретных проектов, специалисты справлялись на отлично, а вот писать статьи и участвовать в жизни компании в социальных сетях они не хотели. Мы не можем заставлять и принуждать сотрудников к сторонним процессам, потому что это противоречит нашим, да и всем нормальным, принципам управления. Предстояла разработка системы мотивации, которая привлечет внимание и простимулирует на новые подвиги. У нас не было времени углубляться во все нюансы строительства, поэтому мы решили использовать простой и понятный механизм общих баллов по итогам месяца:
- Фотография для корпоративного Instagram – 1 балл.
- Заметка на стороннюю тему для раздела «Хобби наших спецов» – 2 балла.
- Комментарий по профильному запросу от 500 до 1500 знаков – 3 балла.
- Статья для корпоративного блога: лайфхаки, чек-листы, рекомендации – 4 балла.
- Серьезный аналитический материал для отраслевого издания – 5 баллов.
По итогам месяца мы определяли трех призеров, получавших в награду дополнительный выходной, обед в любом ресторане рядом с офисом, день работы из дома с бонусом в виде пиццы или блюда японской кухни. Первое время все было отлично – специалисты быстро включились в процесс, проявили инициативу и сделали несколько интересных публикаций, которые нашли отклик у аудитории благодаря практическим советам по запуску рекламной кампании в Яндекс.Директе и оптимизации ресурса в высококонкурентной тематике. Радость длилась недолго. Ажиотаж начал спадать, желание выиграть и набрать больше всех очков сменилось простым вопросом: «Какой минимум мне нужно набрать, чтобы остаться на первом месте?» или «Можно выиграть дополнительный выходной с помощью фото в Instagram?».
Деньги
Согласитесь – это мало похоже на продуктивный настрой, поэтому нужно было что-то срочно менять и искать другие способы для мотивации специалистов. Многие люди советовали нам не мудрить и воспользоваться проверенным решением – деньгами. Мы хотели избегать прямого финансового стимула, хотя практикуем его в виде бонуса за отличную работу по проекту и дополнительные часы, но в поисках авторов для публикаций в СМИ и корпоративном блоге мы поддались желанию пойти на эксперимент. Если коротко подвести итог – он вообще не сработал. Мы платили за материалы как за полноценные статьи от проверенных и качественных копирайтеров. Те, кто писал без манящего звона монет – продолжили свое дело, не обращая внимания на изменения в правилах. Другие, которые постепенно отдалились от нашей системы геймификации, продолжили равнодушно наблюдать за активностью коллег. Думаете, что история заканчивается на негативной ноте и подчеркивает бесполезность любой мотивации? А вот и нет! Благодаря ей мы нашли трех крутых авторов среди наших специалистов из разных направлений, публикации которых вы можете встретить в популярных профильных СМИ.
Все вышесказанное подчеркивает важность первого шага. Возможно, вы не добьетесь желаемого результата и придется перестраивать механизм на ходу, но если останетесь стоять на ровном месте, то так никогда и не узнаете – получилось бы или нет. Три новоиспеченных автора, плюс PR-менеджер и исполнительный директор, которые периодически давали комментарии, приступили к формированию контент-плана и подготовке первых публикаций.
Не повторяйте наших ошибок! Избегайте на первых этапах спорных тем и анализов никому не нужных данных. Во-первых, не факт, что это кому-то интересное кроме вас, а такое бывает чаще всего: «О, мне нравится новый сервис. Его используют 10 человек, поэтому я напишу подробный лонгрид на 10 000 знаков». Во-вторых, не нужно сразу грузить читателей и показывать им, какие вы серьезные аналитики, способные обработать любой объем информации и вычислить практическую пользу от каждого канала. Конечно, о таких вещах нужно писать и говорить со сцены, но оставьте это на потом, когда вы набьете руку и определите потребности аудитории. Начните с чего-нибудь попроще, так сказать – чтобы войти в ритм. И вот мы подошли к самому главному: форматам подачи информации, которые вы можете использовать для развития и популяризации своего корпоративного блога.
На общие бизнес-темы
В эту категорию входят материалы про – управление компанией, взаимоотношения с клиентами и партнерами, способы мотивации, советы по подготовке к тендеру и т.д. Рассказывайте о принципах и идеалах, делитесь опытом и отвечайте на актуальные вопросы, чтобы познакомить читателей с вашим подходом к работе. Некоторые вещи могут казаться очевидными для среднестатистического предпринимателя, тогда как новичок почерпнет из этой информации практическую пользу. Вы не должны делать поспешных выводов и решать за читателя. Оставьте результаты для аналитики в виде статистических показателей по конкретным статьям. Протестируйте варианты, определитесь с направленностью и тональностью материалов, возможно, они будут носить провокационный характер, а уже потом отказывайтесь от форматов или потенциально интересных тем.
Экспертное мнение о нововведении
Я говорю про инструменты, сервисы, технологии и методики, которые не так давно стали доступны для широкой аудитории, но уже вызывают повышенный интерес. Вы можете сделать обзор, взяв комментарии у коллег или других специалистов. Конечно, лучше оперативно подготовить материал, пока он не потерял актуальность, чем потонуть в общении и редактировании ответов других спикеров. Тут важно быть в первых рядах, а не плестись в хвосте с «оригинальным» собственным мнением. Хайп прошел, ажиотаж пропал, следовательно, публикация имеет смысл только в случае серьезного анализа всех показателей эффективности.
Интервью со специалистом
Если вы думаете, что это самый легкий способ получить информацию и сделать публикацию в блоге, то вынужден вас расстроить. Нельзя просто так сесть и начать разговаривать обо всем подряд. Вам потребуется разобраться в сильных и слабых сторонах собеседника, сместив акцент разговора в сторону первого. Минусы нужно подавать аккуратно и своевременно, чтобы подчеркнуть реальность истории и пользу от ошибок, на которых можно учиться. А еще расшифровка записи, редактура, согласование и только потом публикация в блоге. С другой стороны, вы получаете доступ к знаниям и навыкам специалиста прямо здесь и сейчас. Коллеге придется отвечать естественно и открыто, иначе вы сразу почувствуете неладное. Фальшь и обман вызывает негативную реакцию у читателей, что вполне очевидно, поэтому лучше делать меньше интервью, но всегда помнить о качестве.
Чек-листы
Коротко и по делу. Такой подход высоко ценится пользователями, которые предпочитают шерить публикации с руководством к действию, чтобы сохранить их у себя на странице. Тут нужно придерживаться четкой структуры без воды и лирических отступлений. Проработайте прошлые публикации, выделите основную часть и систематизируйте по пунктам. Не нужно гнаться за количеством знаков и общим объемом, главное – содержание и практическая польза.
Тесты и гифки
Развлекательный формат, привлекающий внимание аудитории легкостью и кликабельностью заголовков. Вы вряд ли станете называть тест и пост с гифками каким-нибудь длинным предложением, лучше и эффективнее использовать варианты: «Как хорошо вы разбираетесь в SEO» или «20 гифок из жизни маркетолога». Практика и статистка показывают, что такие публикации пользуются популярностью, правда не отражают ваш профессионализм, навыки, опыт, подход к работе и т.д. Это отличный способ разогнать корпоративный блог и расширить его аудиторию.
Вопрос-ответ
Есть много накопившихся вопросов, на которые пользователи ежедневно ищут ответы. Скорее всего, кто-то уже давал комментарии на эту тему, но вас не должно пугать повторение или копирование материала. Берите вопросы за основу, объединяйте их в категории, сопровождайте иллюстрациями и идите своим путем. В интернете есть ответы практически на все, но это не значит, что у вас не получится сделать лучше, интереснее и информативнее, чем у других авторов. Такой формат чем-то напоминает чек-лист, только здесь больше импровизации и свободы в творческом плане. Рабочий вариант, если в голову не приходят идеи для полноценной статьи.
Обзор профильной литературы и фильмов
Хорошая подборка с грамотным описанием – залог успеха. Выбирайте популярные издания или кинокартины, чтобы получить большой охват с помощью органического продвижения. Отталкивайтесь от личных предпочтений и индивидуальных пожеланий, если хотите подчеркнуть авторское я и выделиться на общем фоне. Такой материал можно подготовить в двух вариантах:
- Один человек читает книги или смотрит фильмы, а потом проводит параллели с работой и задачами.
- Вы собираете мнение коллег, предварительно предупредив об интересующих произведениях искусства или доверившись их вкусу.
Не бойтесь ступать на новую территорию и жонглировать форматами в зависимости от собственных предпочтений и потребностей аудитории. Результат придет не сразу, поэтому нужно набраться терпения и поступательно двигаться вверх к большому количеству просмотров и положительной реакции читателей, которая может выражаться в лайках, шерах, комментариях и даже наглом копировании контента. У вас появляется уникальная возможность сократить дистанцию с пользователями и рассказать о своем опыте, мнении, отношении к нововведениям, спорным вопросам и т.д. Не отказывайтесь от рабочего инструмента, помогающего вам искать новых клиентов и подниматься в поисковой выдаче по конкретным запросам.