Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Россия +7 (495) 139-20-33
8 Апреля 2020 в 17:27

Где и как собрать информацию о целевой аудитории, если нет данных

Россия +7 (495) 139-20-33
0 7226

Как исследовать потребности целевой аудитории, если компания работает с принципиально новой нишей и не собрано ни капли статистики и нет реальных клиентов? Правильный ответ в этом случае – обратиться к открытым источникам.

Мы подготовили пошаговую инструкцию по сбору и анализу данных о гипотетической аудитории из данных в сети Интернет.

Почему мы называем аудиторию гипотетической? Пока у бизнеса на руках нет цифр, полученных на собственных тестированиях, он работает с гипотезой о целевой аудитории, т.е. пока только предполагает, кто будет у него покупать. Дальше гипотеза либо подтверждается на практике после реального запуска и тестового периода, либо корректируется.

План действий

  1. Первый шаг – конкурентный анализ: на этом этапе подглядываем, что и главное кому продают конкуренты.
  2. Второй –гипотеза целевой аудитории. В ней как минимум должны быть собраны: половозрастные характеристики, интересы и особенности, цель покупки, потребности, факторы принятия решения, путь к покупке и возражения; Удобно собирать данные в формате карты персонажей, например, в сервисе Xmind.
  3. Третий – моделируем поведение пользователей в сети, например, вводя в поиск запрос со словом «как» или вводя самые популярные поисковые запросы (высокочастотники) по тематике. Станет понятно, как потенциальные клиенты формулируют проблему и на каких ресурсах они черпают информацию о продукте.
  4. Четвертый – сводим информацию в единый файл. На этом этапе рекомендуем работать в сервисе Xmind, сводя данные в файл «Анализ потребностей». Шаблон такого файла разместим в конце статьи.
  5. Пятый – переносим часто повторяющиеся моменты в карту персонажей.

    Здесь важно пояснить, чтобы не было путаницы: в карту персонажей мы сводим «очищенную» информацию о своей аудитории, собранную из разных источников, а в карте анализа потребностей мы собираем данные по разным источникам.

    Ниже пример анализа потребностей в тематике «онлайн школа стилистов»:

    Фрагмент анализа потребностей в тематике «онлайн школа стилистов»

    Фрагмент карты анализа потребностей для школы стилистов

    Открытые источники, из которых берем информацию о целевой аудитории

    1. Подсказки на поиске
    2. Яндекс.Вордстат
    3. Форумы, Ответы Mail.ru, Яндекс.Кью
    4. Сайты-отзовики
    5. СМИ, Блоги и Яндекс.Дзен (обязательно смотрим комментарии)
    6. Посты по теме у конкурентов в социальных сетях (Instagram, Facebook, ВКонтакте и др.) и к видео на YouTube.

      Какая информация нам интересна в первую очередь:

      • как пользователь формулирует стоящую перед ним задачу;
      • как он решал ее ранее (накопленный опыт);
      • жалобы и возражения (что не понравилось);
      • что понравилось (факторы принятия решения);
      • специальные термины и «словечки» – ищем лексику автора;
      • портрет персонажа (полодемографические данные, интересы, род деятельности).

        Обращаем внимание на то, какие плюсы и минусы выделяет для себя клиент, какие вопросы задает.

        Наша задача – поиск повторяющихся пунктов и пересечений. Берем часто повторяющиеся моменты и переносим их в xmind. Выписываем часто повторяющиеся цитаты в Google таблицы (их удобно использовать в качестве черновика), выявляем общие места и далее уже выжимку переносим в майнд-карту «Анализ потребностей».

        Подсказки в поиске и Яндекс.Вордстат

        Использование подсказок – это самый быстрый способ. Обращаем внимание на то, что нам предлагают поисковые сети вместе с нашим запросом. По сути это будут самые частые запросы по выбранной тематике, которые вводят пользователи.

        Подсказки на поиске в Google

        Подсказки на поиске в Google

        Какую информацию о клиентах мы можем почерпнуть из них:

        • потребности
        • вопросы
        • тренды (что популярно у аудитории прямо сейчас)
        • идеи для новых продуктов (лид-магнитов, трипвайеров, темы вебинаров и др.)

          Идеи для новых продуктов

          Как работать с подсказками из поиска

          Расширенная версия подсказок, а точнее, отдельный сервис под названием Яндекс.Вордстат, покажет нам количество запросов и похожие запросы:

          Что еще по этой теме изучают

          Обращаем внимание на важные моменты, которые выделены красным

          В запросах из Вордстата мы преимущественно увидим потребности и проблемы клиентов.

          В тематике «обучение английскому» (см. скриншот выше) можно увидеть, как именно пользователи хотят выучить английский: быстро, с нуля, дома, самостоятельно, за 1 минуту. Интересующий формат: курс, темы: грамматика, разговорный и др.

          Форумы, Ответы Mail.ru, Яндекс.Кью

          Анализ форумов покажет, какой язык или ключи использует клиент, как формулирует проблему, возражения, что важно при покупке, и его опыт до покупки. Помимо этого мы сможем увидеть дискуссию, почитать комментарии экспертов, к мнению которых скорее всего будет прислушиваться пользователь при покупке, и диванных экспертов, которые часто выражают популярные мнения и любят спорить. Сможем также оценить общий уровень пользователей.

          Яндекс.Кью


          Яндекс.Кью


          Ответы Woman.ru

          Ответы на форуме Woman.ru

          Ответы Mail.ru

          Ответы Mail.ru


          Сайты-отзовики

          Здесь самое важное – это уметь отличать зерна от плевел, т.е. различать настоящие и фальшивые отзывы или «заказуху», таких постов сейчас стало несоизмеримо больше.

          Как понять, что отзыв настоящий: скорее всего тональность такого отзыва будет стремиться не к дифирамбам, а к критике. В нем вы сразу увидите как плюсы продукта, так и минусы, причем последних может быть много.

          СМИ, Блоги и Яндекс.Дзен

          Данные из файла «Анализ потребностей», собранные из Яндекс.Дзен

          Данные из файла «Анализ потребностей», собранные из Яндекс.Дзен

          Выписываем в таблицу плюсы, минусы, частые вопросы. Обращаем внимание на прямую речь потенциальных клиентов, если такая встречается в статьях. Очень полезными для анализа будут статьи в формате «Как я пользовался услугой/продуктом X». Возражения клиентов можно собрать в статьях-разоблачениях, а в обзорах, где разбирают несколько конкурентных предложений, можно сразу оценить плюсы и минусы для клиентов.

          Посты по теме у конкурентов в социальных сетях и к видео на YouTube

          Чтобы найти посты по теме, нужно ориентироваться в лидерах мнений, знать блогеров, которых читают ваши клиенты, что называется, «в лицо».

          С YouTube каналами чуть проще – ваша задача просто воспользоваться строкой поиска в сервисе.

          Сами посты и видео нам не очень интересны, по сравнению с живым общением в комментариях.

          В обсуждениях мы можем четко увидеть:

          • часто задаваемые вопросы (а в них факторы принятия решения);
          • боли;
          • особенности;
          • возражения;
          • опыт до покупки;
          • особенности речи ваших потенциальных клиентов;

            В результате

            Работая с открытыми источниками, ваша главная задача – не собирать интересные и оригинальные мнения, а, наоборот, искать часто повторяющиеся вопросы, утверждения и возражения.

            После того, как вы «прошерстили» все источники информации, которые доступны в вашей нише, и свели собранные данные в файл анализ потребностей, вы снова ищете пересечения. Здесь можно скачать шаблон анализа потребностей в формате xmind, которые маркетологи Convert Monster используют в своей работе.

            Самые частые упоминания мы переносим в следующий файл, в карту персонажей, в соответствующий пункт: потребности, боли, факторы принятия решения, возражения.

            Источник: блог ConvertMonster

            (Голосов: 2, Рейтинг: 4)
            0 комментариев
            Подписаться 
            Подписаться на дискуссию:
            E-mail:
            ОК
            Вы подписаны на комментарии
            Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.

            Отправьте отзыв!
            X | Закрыть