Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Россия +7 (495) 139-20-33
23 Октября 2020 в 19:00

Как создать прототип сайта или лендинга: этапы и полезные сервисы

Россия +7 (495) 139-20-33
0 5885

В статье расскажем, как создать прототип сайта с нуля, поделимся сервисами по созданию прототипов, которыми пользуемся в агентстве, и покажем подробную видеоинструкцию по созданию мокапа лендинга за 28 минут.  

Кроме этого, дадим исчерпывающее определение термину прототип, объясним, в чем ключевая разница между понятиями вайрфрейм, мокап и прототип. Также вы узнаете, почему прототипирование – это обязательный этап в создании сайтов, который сбережет время, деньги и нервы как разработчика страницы, так и его клиентов. 

Как создать прототип сайта или лендинга

По личным наблюдениям, если вы согласовываете прототип до этапа дизайна, то количество правок на этапе дизайна и верстки сокращается минимум в 2 раза (а иногда и полностью исключается). Это позволяет выпускать качественные сайты и лендинги в несколько раз быстрее и работать с довольными клиентами, которые знают заранее, какой результат они получат, и охотнее оплачивают услуги.  

Что такое прототип – определяемся с терминологией 

Прототип – это детальный план веб-страницы, который используют, чтобы продумать структуру страницы и логику работы интерфейса до отрисовки графических элементов. Прототип можно представить в виде скелета, основы, на которую позже наращиваются красивые дизайнерские мышцы и кожа. 

Маркетологи из Convert Monster приступают к прототипированию после брифа с клиентом и агрегации требований к проекту (цели и задачи проекта, исследование рынка, конкурентов, целевой аудитории и план лендинга) и отводят на разработку от 3 до 7 рабочих дней в зависимости от сложности проекта.  

Общая последовательность действий такая:  

  • бриф; 
  • агрегация требований + согласование с клиентом;  
  • прототип (структура блоков и тексты) + согласование с клиентом; 
  • дизайн + согласование с клиентом; 
  • верстка + согласование с клиентом;  
  • тестирование сайта. 

Прототип, утвержденный клиентом, и небольшие текстовые пояснения по технической части в разработке лендинга или лендосайта – это и есть готовое ТЗ для работы веб-дизайнера. 

Если в работе многостраничный сайт, то редко когда нужно прототипировать все страницы, достаточно спланировать ключевые: главную, каталог, карточку товара, страницу чек-аута. 

Типы прототипов 

Прототип страницы сайта – достаточно широкое понятие, он может выглядеть как простой эскиз, как блок-схема с картинками или как живой интерактивный прототип с кликабельными элементами.  Таким образом, прототипы можно условно классифицировать 

  • по способу изготовления (аналоговый, то есть на бумаге, или цифровой), 
  • по степени проработки деталей, 
  • по UX (традиционный, то есть в виде изображения, или интерактивный, с которым можно взаимодействовать). 

Термин прототип неоднозначный. Путаница возникает из-за того, что на английском слово prototype означает конкретный тип – живой прототип, который можно прокликать. А то, что мы называем прототип (по сути простая схема страницы), по-английски называется wireframe (вайрфрейм). 

Помимо этого, есть еще несколько понятий, которые используются как синонимы прототипа, – это скетч и мокап. Разберем нюансы каждого термина по-отдельности и дадим определения, ведь часто бывает, что в них путаются даже профи.  

Скетч 

Чем скетч отличается от прототипа

Скетч (от англ. набросок) – это простой эскиз, чаще всего сделанный от руки на бумаге, экране или на маркерной доске. Он используется, чтобы быстро отрисовать задумку и наглядно показать коллегам, например, во время мозгового штурма. Скетчу не нужны детали, только общие мазки либо конкретные фишки.  

Это самый дешевый и быстрый способ визуализировать идею без необходимости долго объяснять ее «на пальцах». Этот способ прототипирования подходит для быстрой коммуникации внутри команды, меньше – для презентации идеи перед заказчиком. Причина проста – клиентам трудно представить, как все будет выглядеть в результате, и вы нарветесь на дополнительный цикл вопросов, ответов и уточнений. 

Бывает и обратная ситуация: на переговорах клиент не может донести свои пожелания словами и просит дать ему бумагу или встает к флипчарту и начинает набрасывать скетч. Эта ситуация нормальная, рекомендую дать клиенту эту возможность, затем посмотреть результат и прокомментировать. Задача менеджера проектов здесь – оценить, удачное ли решение предложено, какие коррективы нужны и необходимо ли приложить этот скетч к документам по проекту. 

По опыту, заказчикам сайтов гораздо удобнее согласовывать формат вайрфреймов или мокапов, о них расскажем ниже. 

Вайрфрейм (Wireframe) 

Чем вайрфрейм отличается от прототипа

Под вайрфреймом дизайнеры подразумевают черно-белую блок-схему посадочной страницы или сайта. В нем отражена последовательность смысловых блоков и их внутренние элементы: заголовки, тексты, слайдеры, формы захвата, кнопки и др. 

Используется для того, чтобы показать расположение элементов и их последовательность, даже текстами для этого формата можно пренебречь. Хотя я всегда рекомендую вставлять в прототип финальные версии текстов, а не «рыбу», так как объем текстов напрямую влияет на дизайн. 

Никаких действий с вайрфреймом произвести нельзя, все состояния, результаты взаимодействия, поп-апы нужно показывать в комментариях к нему.  

Мокап (Mockup) 

Чем мокап отличается от прототипа

Мокап – это расширенная версия вайрфрейма, в нем допустимо «накидать» цветовые решения, добавить изображения, шрифты, иконки. Он нужен, чтобы утвердить последовательность блоков, общую стилистику, а также продумать некоторые визуальные фишки. Здесь точно пригодятся финальные версии текстов. В результате получается симпатичное изображение, которое не стыдно показать клиенту. 

Я рекомендую воспользоваться простым чек-листом того, что должно быть отражено в мокапе: 

  • план страницы; 
  • готовый копирайтинг;  
  • расположение элементов;
  • состояния элементов (пометки, что и как работает); 
  • референсы для изображений и типографики. 

Прототип (живой прототип) 

Что такое прототип

По всем правилам, prototype – это интерактивный вариант вайрфрейма (такое определение дает агентство Сибирикс). Он четко показывает, как работают элементы будущего сайта без дополнительных пометок, комментариев или ТЗ. С ним можно взаимодействовать практически так же, как с готовым сайтом.  

Живые прототипы используются для утверждения заказчиком сложных интерфейсов, а также для проведения UX-тестирования командой или фокус-группой.  

Какой тип выбрать 

Не существует каких-то строгих ограничений, которые диктуют, какой формат нужно использовать именно вам. Воспользуйтесь тем, который нравится и не требует серьезных временных затрат, а еще понятен вашим клиентам. 

Можно ориентироваться по ситуации и закладывать больший срок и бюджет на создание живого прототипа для сложного многостраничного сайта или сделать экспресс-скетч при разработке короткого лид-магнита. В продолжении статьи мы будет использовать «прототип» как собирательный термин для всех форматов, обозначенных выше. 

Преимущества, которые дает использование прототипа 

Основные выгоды от внедрения прототипа – экономичная разработка и взаимопонимание между командой разработчиков и клиентом. Мы внедрили прототип в бизнес-процесс еще на заре появления лендинг пейдж после нескольких диких случаев. Расскажу об одном из них.  

Казалось бы, одностраничный сайт, ну что там согласовывать? Но я на всю жизнь запомнила кейс, в котором утверждение дизайна лендинга растянулось на полгода! Причина: сразу отрисовали дизайн, утвердили! его с клиентом и перешли к верстке. Затем у клиента сменился менеджер, ответственный за проект, и новый прислал несколько листов правок, после которых структура страницы изменилась. Затем у компании круто поменялся логотип и макет нужно было менять уже в соответствии с ним, а потом вновь уволили менеджера, а новый, как водится, появился с пакетом правок. 

Проект мы все-таки запустили, но сразу после запуска добавили в договор обязательный этап создания прототипа. В итоге это защитило и интересы разработчиков, и клиентов.  

Существует грубое, но правдивое выражение «без внятного ТЗ – результат хз». Если работать без прототипа, может оказаться, что нужно полностью менять сайт на этапе готовой верстки. Это значит, что нужно вновь подключать к работе целую команду из верстальщика, дизайнера, программиста, интернет-маркетолога и оплачивать их труд. 

Основные преимущества, которые дарит использование прототипа: 

  • визуализированные требования клиента к интерфейсу и функционалу сайта; 
  • внесение правок быстро и без перерисовки дизайна и «переверстки»; 
  • правки на этапе прототипа стоят дешевле и позволяют либо вообще обойтись без правок на других этапах и уж точно минимизировать их количество;
  • оценка реальных сроков разработки и стоимости (так как фронт работ понятен и согласован с клиентом); 
  • клиент видит промежуточный результат и четко понимает следующие шаги;
  • активное общение с клиентом, разбитое на мелкие итерации-согласования, помогает поддерживать командный дух; 
  • именно на этапе прототипа закладывается эффективность будущего сайта. 

Утвержденный прототип – гарантия того, что работа будет выполнена качественно и в срок. 

Как создать прототип сайта 

Когда формируется структура сайта? Во время написания кода? Гораздо раньше – фундамент закладывается еще на этапе маркетинговых исследований. После того, как собрана информация о нише, конкурентной среде и проведен анализ целевой аудитории, начинает вырисовываться главное, то, что интернет-маркетолог должен отразить в прототипе. Сюда относятся оффер, ключевые и дополнительные выгоды, возражения клиента, свойства компании и продукта/услуги. 

Создание прототипов по методике Конверт Монстр – 60% работы отводится на этап исследования, разработку карты продукта, карты персонажей и прототип. Именно на этапе заполнения карты персонажей рождается вся магия и закладывается будущая структура сайта и грамотное расположение блоков. 

Последовательность разработки в нашем агентстве следующая: 

  • карта персонажей; 
  • карта продукта; 
  • выгоды; 
  • аргументация; 
  • план блоков; 
  • перенос в прототип; 
  • копирайтинг элементов. 

Методика – это тема отдельной статьи, в максимально полном (и обновленном!) виде ее дает Антон Петроченков на курсе «Интернет-маркетолог 3.0». 

Поделимся видеоинструкцией от нашего проджект-менеджера по быстрому созданию мокапа лендинг пейдж в веб-сервисе Balsamiq. 


Дальше готовый прототип согласовываем с клиентом, при необходимости корректируем смету, затем пишем ТЗ и отдаем в работу дизайнеру. 

Онлайн-сервисы по созданию прототипов 

Специалисты топовых digital-агентств работают в довольно простых и интуитивно понятных (а зачастую и бесплатных или условно-бесплатных) веб-сервисах. Они не требуют особой подготовки и знаний дизайна и верстки, с ними легко справляется даже стажер. К тому же, многие из них работают по принципу конструктора и drag-and-drop элементов, а также имеют встроенные шаблоны под разные тематики. 

Еще одно преимущество веб-сервисов по созданию прототипов – возможность совместной онлайн-работы над проектом (по аналогии с редактированием файла на Google Диске). 

Один из них, Balsamiq, мы показали в видеоинструкции выше. Расскажем, какими еще несложными веб-сервисами пользуются интернет-маркетологи для создания прототипов.

Figma  

Онлайн-сервисы по созданию прототипов

Figma – кросс-платформенный онлайн-сервис для дизайнеров интерфейсов и веб-разработчиков. Функционал широкий: в сервисе можно рисовать полноценные дизайн-макеты и собирать прототипы (в том числе живые). Сервис не самый простой, но если потратить два дня на изучение ключевых функций, даже новичок начнет делать мокапы. Удобно то, что вся разработка ведется в онлайн-приложении. 

У Figma есть 2 крутые опции: доступ к макету из окна браузера и совместная редактура макетов и прототипов командой. Есть бесплатная версия с урезанным функционалом.  

Wireframe.cc 

Онлайн-сервисы по созданию прототипов

Это минималистичный онлайн-сервис, с которым разберется и стажер. В нем можно рисовать мышкой базовые элементы и добавлять текст. Идеально подойдет для создания простого вайрфрейма (блок-схемы) и командной работы. Есть бесплатная версия с ограниченным функционалом.  

Draftium 

Онлайн-сервисы по созданию прототипов

Особенность сервиса – во встроенных шаблонах, которые работают по принципу конструктора. Подойдет для создания как простых одностраничников, так и сложных сайтов и приложений. 50 шаблонов доступны и бесплатным пользователям.  

Еще одна фишка сервиса – готовый прототип оттуда можно выгрузить в конструктор сайтов Weblium (и там тоже есть бесплатный тариф). Этих сервисов достаточно, например, чтобы сделать лендинг под ключ.  

Axure  

Профессиональное ПО для прототипирования, с которым легко разберется и новичок. Есть облачная версия. Про работу в Axure мы писали отдельную статью «Прототип landing page в Axure», рекомендуем ознакомиться.  

Заключение 

Тщательно продуманный прототип – это обязательный этап в разработке сайтов и лендингов. Он позволяет экономить время, бюджеты и нервы как разработчиков, так и их клиентов, исключая либо минимизируя лишние и дорогие коррективы на этапе дизайна и верстки.  

Вариантов прототипов достаточно много, выбирайте не самый сложный, а тот, с которым вы и ваши сотрудники могут работать быстро и эффективно, а клиенты видят результат работы. Для плодотворной коммуникации по проекту чаще всего достаточно схематичного вайрфрейма. 

Веб-сервисов по созданию прототипов масса, многие из них предлагают либо тестовый период либо бесплатный тариф, протестируйте несколько, выберите самый удобный.  

Остались вопросы? Задайте их в комментариях в блоге Convert Monster.

Источник: блог Convert Monster

0 комментариев
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.

Отправьте отзыв!
X | Закрыть