С момента, когда в США появился первый в мире фотобанк, прошло более 100 лет. За это время изменилась целевая аудитория фотобанков (теперь помимо СМИ они обслуживают маркетинговые отделы компаний), механика их работы и стиль изображений.
Но не изменилась ключевая идея – фотобанки все еще обеспечивают желающих тематическими изображениями, являясь альтернативой частным фотосъемкам или найму иллюстратора.
В 2020 году Depositphotos, платформа стоковых фотографий, иллюстраций и видео, выпустила масштабное исследование, посвященное эволюции стоковой фотографии. В этом материале собраны ключевые наблюдения по вопросам, почему стоковые изображения 10-летней давности выглядят устаревшими и какому визуальному контенту отдавать предпочтение сегодня.
Предыстория. Откуда и зачем появились фотобанки
Первые фотобанки появились, когда США переживали бум массовой журналистики. Газеты и журналы боролись за эксклюзивные иллюстрации с места событий. Однако не каждая редакция могла позволить себе региональных корреспондентов и фоторепортеров, чтобы получить снимки отовсюду.
В ответ на растущий спрос в 1920-х в США на базе фотостудий или архивов информационных агентств начали открываться первые агентства стоковых фотографий. Это избавило редакции от необходимости проводить съемки самостоятельно.
Агентства также отвечали за качество изображений и их сортировку. Вскоре бизнес расширился – через него проходили снимки, сделанные участниками экспедиций и международными корреспондентами-фрилансерами.
В конце века фотобанки ввели систему электронного учета входящих снимков. А к 2000-м они мигрировали во всемирную сеть: с этих пор можно было не только связаться с фотобанком и договориться об отправке негатива, но и получить изображение онлайн.
Подобно тому, как в начале прошлого века редакторы увидели в фотобанках возможность отказаться от дорогих штатных корреспондентов, в конце ХХ века фотобанки открыли для себя небольшие рекламные агентства и компании. Появление новых клиентов повлияло на состав стоковых библиотек: в них стало больше постановочных снимков «счастливых» людей, а также художественных фотографий, которые ничего не документировали, однако могли быть использованы в брошюрах.
Изменения, которые позже будут происходить с контентом онлайн-микростоков, чьи изображения продаются на условиях RT (royalty free), касаются лишь визуальной составляющей.
«Нет» в 2020 году
Тренды стоковой фотографии, которые больше не продают.
№ 1. Обобщенные концепции
Театрализация – характерная черта стоковой фотографии на заре электронных микростоков.
Успешный бизнесмен в победной позе посреди бескрайнего поля, светлокожая семья с двумя детьми радостно позирует на фоне дома, зловещий хакер, чье лицо скрывает капюшон, на фоне бегущих по экрану цифр. В 2000-х, когда большинство этих штампов зарождалось, такие изображения ценили за емкость и экономию трафика.
Сегодня, когда бренд может делиться с пользователями практически неограниченным количеством контента, потребности в работе с наивными визуальными символами уже нет.
Выразительные метафоры и нереалистичные композиции – признак стоковых изображений начала 2000-х
№ 2. Контрастные цвета, студийный свет и глубокая ретушь
В 2020 году человек со смартфоном в руках способен сделать фотографию, которую можно спутать с рекламной иллюстрацией в журнале мод. Однако вплоть до 2010-х профессионализм фотосъемки ассоциировался с качеством товара, который могли рекламировать с ее помощью.
Студийный свет, использование фильтров, глубокая ретушь лица моделей, как и сам факт привлечения моделей с каноничной внешность, были признаком успешности бренда еще 10 лет назад. В наше время такие «классические» изображения лишают креативные кампании индивидуальности и навевают мысль о том, что от клиента что-то скрывают.
Модели, студийное освещение и максимальная ретушь характерны для стоковых снимков середины 2000-х
№ 3. Баланс композиции
Сбалансированная композиция выглядит приятнее, чем нарушенная. Она способна обратить внимание человека на ту часть изображения, где находится товар или другая смысловая деталь.
Однако развитие скоростного интернета и распространение социальных сетей в начале 2010-х привели к тому, что центральные композиции, «золотое сечение» и правило третей начали ассоциироваться с постановочной съемкой и рекламой.
Если хотите, чтобы ваш контент вызывал живой интерес, он должен быть неидеальным (читайте – аутентичным). В таком случае иллюстрации могут напоминать документалистику и снимки друзей ваших подписчиков в Instagram.
В 2010-е в стоковую фотографию пришли приемы из мира живописи: суть изображения подчеркивалась с помощью «правильной» композиции. Чаще всего центральной
«Да» в 2020 году
Контент фотостоков, который усилит маркетинговую кампанию.
№ 1. (Имитация) контента социальных сетей
Исследование контента Depositphotos за 10 лет показало растущий спрос на изображение предметов «в контексте». Иными словами, изолированные объекты на однотонном фоне сегодня менее востребованы, чем те же объекты в окружении многочисленных деталей, способных рассказать их историю.
Отчасти стимулом для такой трансформации стало развитие социальных сетей, чьи пользовательские фотографии тяготеют к небрежной репортажности. На их фоне почти любой традиционный выхолощенный бренд-контент выглядит плоским, им недостает подсказок и символов.
При средней скорости скроллинга ленты один-три поста в секунду «скучность» картинки означает, что на ней не задержат взгляда, а значит, бренд-сообщение не запомнят.
Случайно пойманные жесты, люди в естественной для них среде и необычный фон пользуются популярностью среди клиентов стоков в 2020-м
№ 2. Мобильная ориентация
2019 стал последним годом, когда большинство пользователей выходили в интернет с компьютера. Начиная с конца 2019 года соотношение изменилось в пользу смартфонов и других мобильных устройств. Для дизайнеров это означает растущее число запросов на создание адаптивных интерфейсов, а также вижуалов, которые гарантированно считываются с экрана смартфона.
Квадратные изображения, вертикальная ориентация или панорамы, на которых ключевые элементы сосредоточены в одной зоне (чтобы быть заметными при автоматическом мобильном форматировании) теперь предпочтительнее.
Изображения с вертикальной ориентацией легче рассмотреть с мобильного устройства
№ 3. Культурное разнообразие и инклюзия
В конце 2010-х глобальная реклама взяла новый эстетический вектор, что сказалось и на спросе внутри фотостоков. Компаниям стало недостаточно просто рассказывать о том, как их товар улучшает жизнь пользователей. На передний план вышли социальная миссия бренда, его большая идея.
Отчасти такие трансформации были следствием перенасыщенности рынка однотипными рекламными высказываниями. Работа с социальными идеями и публичная демонстрация позиции бренда относительно событий в мире создали плацдарм для PR.
Темы, которые освещают бренды в креативных кампаниях 2020-го, в основном касаются борьбы за равные права для людей любой национальности, возраста, сексуальной ориентации, вероисповедания, а также защиты окружающей среды.
В 2020-м на стоках можно найти изображения самых разных людей в разнообразных жизненных ситуациях. Никаких табу!
Так что же выбрать?
Согласно данным исследования эволюции стоковой фотографии, на эстетику рекламы влияют три главных фактора: развитие технологий, глобализация (и демократизация) общества и бытовые привычки целевой аудитории.
Однако выбор всегда есть. Вы можете следовать эстетическому канону, сформированному десятилетиями, а можете расширять его экспериментами и прямыми нарушениями. Какой бы путь вы ни выбрали, знайте: стоковая фотография способна сделать реализацию вашей идеи доступной, а среди контрибьюторов стоковых платформ всегда найдутся сотни таких же экспериментаторов, как вы.
Источник: Нетология