Весь мир охватила ICO-лихорадка. Новости о запуске успешных проектов все чаще попадают в тренд крупнейших информационных агентств и серьезных экономических порталов, а рядовые пользователи следят за динамикой курса криптовалют внимательнее, чем за котировками доллара США и евро. Такой способ сбора средств для запуска проектов выбирают не только специально созданные «криптобанки», но и представители крупного бизнеса. Возникает вопрос: возможен ли легальный выход на ICO в отечественных реалиях? Какие подводные камни таит в себе заработок биткоинов? Есть ли перспектива перевода бизнеса на расчет в криптовалютах и как к этому относятся в различных странах мира?
Любой квалифицированный юрист четко ответит: пока криптовалюты и ICO временно находятся за рамками правового поля, регистрация юридического лица не требуется. Как только проект начинает реализовываться на практике, к его создателям могут возникнуть вопросы относительно легальности привлечения инвестиций. Вариантов решения проблемы немало: от децентрализации структуры до перевода средств под юрисдикцию Сингапура, Ямайки, острова Мэн и отдельных штатов США.
Законодательство в сфере ICO
Главная проблема заключается в том, что криптовалюты до сих пор имеют неясный статус. Они не запрещены, но и банкам настойчиво рекомендуют переводить операции с ними в ранг сомнительных. На практике это негласный запрет, который пока является бессрочным.
Первые оптимистичные новости насчет легализации выхода на ICO появились еще в конце прошлого года. В Государственной думе РФ была создана рабочая комиссия под руководством Элины Сидоренко. К осени 2017 года планировалось вынести на первое чтение законопроект, который бы легализовал криптовалюты и ICO, придав им статус товара. На практике подготовка нормативной базы затянулась, а последние новости из банковских структур вообще ставят под сомнение предложенную инициативу.
Стоит отметить, что примеры успешного внедрения биткоинов в реальную юридическую практику уже есть. Так, жители швейцарского города Кьясо из италоязычного кантона Тичино с 1 января 2018 года смогут использовать криптовалюты для уплаты налогов. Местные власти провели подробные консультации с экспертами в сфере блокчейна и планируют сделать регион ведущим центром развития технологии во всей Европе. Пока на размер платежей введен минимальный лимит: 250 швейцарских франков или 263 доллара США.
С 1 апреля 2017 года в Японии вступил в силу закон, разрешающий использовать криптовалюты в качестве платежного средства между юридическими и физическими лицами. При этом для права осуществления такой деятельности компании должны получать лицензию (стоит 300 000 долларов США), проходить внешний аудит в налоговых органах и регулярно отчитываться перед правительством страны. По мнению многих экспертов именно вступление в силу закона объясняет резкий скачок курса биткоина к доллару США этой весной.
Динамика курсов и причины волатильности
За первые 9 месяцев текущего года курс биткоина (самой популярной криптовалюты) к доллару США увеличился почти в 4 раза:
Примеры успешного выхода на ICO и привлечение десятков миллионов долларов в течение часа взорвали спрос на криптовалюты при ограниченном количества предложений. Такие внушительные колебания обменного курса не являются чем-то необычным, ведь цена биткоина в силу его ограниченного правового статуса меняется от различных факторов. Любые слухи экономического или юридического плана, действия регуляторов в отдельных странах приводят к резким скачкам на рынке.
Ярким примером этому является один день – 3 сентября 2017 года, когда всего за сутки курс рухнул почти на 25 % – с 5000 до 4000 долларов США за один биткоин. Причиной этому стало решение народного банка Китая ввести полный запрет на проведение ICO.
Обвал котировок продолжился и дальше: 15 сентября курс упал почти до 3000 долларов за биткоин. Изначально многие финансовые эксперты полагали, что власти КНР введут частичный запрет, ограничив лишь коммерческую торговлю криптовалютами. На практике ситуация обстоит хуже: во время закрытого заседания в Пекине введен полный запрет на любые каналы продажи или покупки виртуальных валют в стране. В дальнейшем возможна блокировка доступа к международным криптовалютным биржам для китайских пользователей интернета. Такое жесткое решение объясняется отсутствием контроля за виртуальными деньгами. Их эмиссия происходит путем работы специальных компьютерных программ, что открывает неограниченные возможности для проведения сомнительных и противозаконных операций. Именно биткоины стали основным способом оплаты покупок в скандальном интернет-магазине «Шелковый путь». В течение двух лет за криптовалюты продавалось оружие и другие запрещенные товары.
Аналогичный пример существует и в белорусской законодательной практике. В 2015 году вступил в силу Декрет о противодействии незаконному обороту наркотических средств. Спустя два года с рынка электронных валют исчез Easypay, под запрет попали операции пополнения чужих электронных кошельков через платежные терминалы, а для использования WebMoney необходимо проходить тщательную идентификацию личности в банке-эмитенте.
Прогнозы и перспективы
Как полагают эксперты, резкое падение курса биткоина должно смениться подъемом: это нормальное явление для любой валюты с высокой волатильностью. Выход на ICO в ближайшее время получит реальные способы легализации, ведь никакими запретами невозможно сдержать такое бурное развитие рынка криптовалют. Если государственные, налоговые и банковские структуры прислушаются к мнению финансистов, этой сфере уготовано светлое будущее. Главное, чтобы не нарушался принцип: сначала практика использования, а лишь затем ее подвод под законодательную базу.