Как анализировать юзабилити сайта и что оно дает

Хорошее юзабилити сайта является неотъемлемой частью успешной SEO-стратегии. Анализируя юзабилити, мы можем выявить факторы, влияющие на поведение пользователей и взаимодействие с сайтом. Это позволяет не только улучшить пользовательский опыт, но и повлиять на позиции в поисковой выдаче. В этой статье мы рассмотрим важность анализа юзабилити для SEO, методы проведения такого анализа и конкретные преимущества, которые он может принести.

Анализ юзабилити сайта чаще всего выполняется в следующих случаях:

  • если сайт новый; 
  • если вы обновляете функции или дизайн сайта;
  • если на сайт приходит трафик, но уровень конверсии ниже ожидаемого.

Значение анализа юзабилити для SEO

1. Влияние на поведенческие факторы

Хорошее юзабилити сайта способствует снижению показателя отказов, увеличению времени пребывания на сайте и повышению глубины просмотра. Эти показатели, в свою очередь, оказывают влияние на рейтинг в поисковой выдаче. Получается, чем лучше юзабилити сайта, тем выше шансы на улучшение позиций сайта в результатах поиска.

2. Улучшение пользовательского опыта

Анализ юзабилити позволяет выявить слабые места в интерфейсе веб-ресурса, такие как: неудобная навигация, долгая загрузка страницы, сложные формы и прочие проблемы, которые могут отпугнуть посетителей.

Путем исправления этих проблем можно значительно улучшить пользовательский опыт. Если посетитель имеет положительный опыт использования сайта, то он склонен проводить на нем больше времени, изучать больше страниц и возвращаться к нему в будущем. 

В результате, это хорошо влияет на поведенческие факторы, такие как снижение показателя отказов, увеличение времени пребывания и глубины просмотра страниц. Эти факторы сами по себе важны для улучшения позиций сайта в поисковой выдаче, так как поисковые системы рассматривают их как индикаторы качественного и релевантного контента для пользователей.

3. Адаптация под мобильные устройства

Анализ юзабилити также включает оценку адаптации сайта под мобильные устройства, ведь число пользователей, заходящих на сайты через мобильные устройства, растет с каждым годом.

4. Улучшение конверсии

Исправление проблем, выявленных при анализе, приводит к увеличению конверсии, так как облегчается процесс поиска информации и осуществления действий на сайте.

Положительный пользовательский опыт повышает вероятность того, что пользователи выполнят желаемые действия на вашем сайте: покупка товара, заказ услуги, оформление подписки и другие.

5. Выделение сайта среди конкурентов

Удобный для пользователя сайт дает преимущество перед конкурентами и укрепляет его позиции в поисковых результатах, привлекает больше пользователей.

Эргономичный и функциональный сайт создает положительное впечатление на пользователей и повышает репутацию бренда. Когда пользователи оставляют на сайте положительные отзывы и рекомендации, это способствует привлечению новых клиентов и укреплению имиджа. 

Методы анализа юзабилити

1. Тестирование пользовательского опыта (User Experience, UX)

UX-тестирование позволяет выявить, насколько сайт интуитивно понятен для посетителей, насколько легко они находят необходимую информацию и выполняют целевые действия.

2. Анализ тепловых карт

Тепловые карты отслеживают поведение пользователей на сайте, показывая, на каких участках страницы пользователи проводят больше времени, а на каких меньше, что помогает определить наиболее и наименее привлекательные элементы.

3. Тестирование мобильной юзабилити

Оценка юзабилити на мобильных устройствах является одной из первостепенных задач анализа, учитывая растущее значение мобильного трафика.

4. Тестирование пользователей

Целевой аудитории предлагается выполнить определенные задачи на сайте, в то время как исследователи наблюдают и анализируют их действия и поведение. Это тестирование позволяет выделить проблемы, с которыми сталкиваются пользователи, и получить предложения по улучшению юзабилити.

5. Сводные показатели

Когда делается анализ юзабилити, важно собрать сводные данные для понимания общей ситуации на сайте. Они включают в себя метрики, такие как время нахождения на сайте, отказы, показатели конверсии и другие. Эти данные помогают понять, как пользователи взаимодействуют с сайтом и какие изменения могут быть необходимы.

6. A/B тестирование

Это методика, при которой две или более версии страницы сравниваются, чтобы определить, какая из них показывает лучшие результаты. A/B тестирование поможет вам проверить гипотезы и узнать, какие изменения в дизайне или структуре сайта влияют на поведение пользователей.

7. Анализ путей просмотра

Анализ путей просмотра позволяет визуализировать, как пользователи перемещаются по сайту. Вы можете узнать, какие страницы наиболее часто просматриваются, а также определить популярные маршруты и точки оттока пользователей. Это поможет оптимизировать структуру и навигацию сайта.

Сервисы для анализа юзабилити

Есть пул бесплатных инструментов, которые помогают с UX-аудитом. Некоторые применяются только при наличии посещаемости сайта, другие подходят и для новых веб-ресурсов.

  • Yandex Metrica

Этот инструмент является ключевым для получения данных, необходимых для анализа юзабилити. С его помощью можно отслеживать поведение пользователей на сайте и выявлять слабые места.

  • UsabilityHub

Позволяет провести удаленное тестирование юзабилити с участием реальных пользователей. Таким образом, аудит можно провести до того, как на сайт придут первые посетители.

  • Feng-GUI

Инструмент для eye-tracking. Он помогает определить, какие области экрана привлекают больше внимания пользователей, а какие остаются незамеченными. Так вы поймете, где разместить более важную информацию. Данный инструмент анализирует все автоматически, без использования реальных посетителей.

  • Usabilla

Еще один сервис, где в анализе участвуют реальные пользователи, что позволяет быстро оценить юзабилити. В бесплатной версии можно задействовать 10 респондентов.

Что делать после аудита?

Сам аудит, по сути, – это лишь начало пути по улучшению сайта. Чтобы извлечь из него пользу, необходимо пройти через несколько этапов:

  1. Формирование выводов о том, что на сайте хорошо, а в чем наблюдаются недочеты. 
  2. Приоритизация проблем и определение того, над какими из них стоит работать в первую очередь.
  3. Создание технического задания на улучшение сайта (в случае, если аудит и исправление осуществляются разными специалистами). 
  4. Реализация выполнения ТЗ и устранение ошибок.
  5. Финальная проверка – полная или выборочная (по исправленным ошибкам) повторная проверка, чтобы убедиться, что проблемы действительно устранены.

Это позволяет сделать очевидный, но очень важный вывод: процесс улучшения юзабилити является длительным. Именно поэтому опытные специалисты в области SEO регулярно проводят анализ своих сайтов, не дожидаясь появления серьезных проблем. Обычно это происходит каждый квартал или полгода. Такой подход поможет выявлять ошибки и улучшать сайт регулярно, прежде чем они станут критическими для его показателей и приведут к снижению позиции веб-ресурса в поиске.

Вывод

Анализ юзабилити является важной частью успешной и актуальной SEO-стратегии, так как позволяет не только улучшить пользовательский опыт, но и влиять на поведенческие показатели, конверсию и позиции в поисковой выдаче. Использование методов анализа юзабилити поможет выявить слабые места сайта, обеспечивая его высокую конкурентоспособность и актуальность в онлайн-среде.

Релевантные кейсы по эффективной SEO-стратегии, включающей работу с юзабилити, вы можете посмотреть на сайте https://mstagency.ru/works.

(Нет голосов)

X | Закрыть