Реклама. ООО «Клик.ру», ИНН:7743771327, ERID: 2VtzqvA8UXz
Чтобы успешно продвигаться в сети, будь то SEO, контекстная реклама или таргет, нужно изучать статистику поисковых запросов. Особенно это важно в высококонкурентных нишах, пробиться в которых сложно и дорого. Для чего и при помощи каких инструментов анализировать статистику – рассказываем в статье.
Почему важно знать статистику поисковых запросов
Анализ статистики позволяет решать следующие задачи:
- SEO-продвижение. Чтобы улучшить позиции сайта в выдаче, собирают семантическое ядро – список ключевых фраз, по которым пользователи могут искать сайт, продукт или бренд. Ключи размещают в метатегах, заголовках, текстах, сквозных блоках. Поисковые алгоритмы анализируют страницы и, если находят совпадения с запросом, поднимают сайт в выдаче.
- Настройка рекламных кампаний. Чтобы донести рекламное предложение до заинтересованной аудитории, ключи используют в объявлениях, которые демонстрируются в поиске и РСЯ.
- Выявление потребностей аудитории. Зная, что интересует пользователей, можно создавать привлекательный контент и строить эффективную воронку продаж.
- Исследование рынка. Данные о рынке и трендах помогут понимать и прогнозировать тенденции, вовремя адаптироваться к изменениям.
9 советов по анализу и выбору ключевых слов
Ключевые фразы должны соответствовать интересам аудитории и приводить релевантный трафик, поэтому их нужно тщательно подбирать. Ниже несколько рекомендаций.
Учитывайте регион продвижения
В разных городах России статистика различается, это связано с уникальными потребностями населения. Поэтому данные собирают в разрезе региона, в котором планируется продвижение. Для раскрутки местного бизнеса (салонов красоты, фитнес центров, доставки еды и т. д.) используют фразы с указанием города или района, например, «заказать пиццу в Самаре», «маникюр на Садовой». Это повышает релевантность страниц.
Используйте синонимы и вариации
Чтобы охватить широкую аудиторию, используйте синонимы и разные вариации слов. Одну и ту же информацию люди могут искать разными словами, например, «широкие брюки», «свободные брюки», «свободные штаны», «кюлоты» и т. д.
Анализируйте частотность
Частотность запросов – это количество показов по ним. Зная этот параметр, можно понять, насколько популярна тематика, и оценить потенциал трафика. Логика простая: чем чаще ищут информацию, тем больше можно получить переходов.
По частотности фразы разделяются на три типа (число показов примерное, многое зависит от тематики):
- высокочастотные – от 10 тыс. показов в месяц;
- среднечастотные – от 1 тыс. до 10 тыс. показов;
- низкочастотные – до 1 тыс. показов.
Высокочастотные наиболее популярны, они охватывают широкую аудиторию и дают больше трафика. Но по ним обычно самая высокая конкуренция, поэтому сложно продвигаться в топ, особенно если сайт новый. Также это почти всегда высокие ставки в рекламе – затраты могут не окупиться.
Низкочастотными часто бывают ключи с «хвостами», например, «заказать металлические двери в рассрочку Москва». Они не так популярны и генерируют меньше трафика. Зато более конкретны, точнее попадают в заинтересованного пользователя и дают больше конверсий. К тому же по ним ниже конкуренция, поэтому легче продвигаться в топ выдачи.
Для оптимизации сайта можно использовать запросы разной частоты. На старте развития проекта делают упор на низкочастотные и среднечастотные, улучшая при этом качество страниц. Когда поисковики «увидят», что пользователям нравится контент и видимость ресурса начнет расти, можно добавлять высокочастотные фразы, чтобы привлекать больше трафика. Конечно, многое зависит от ниши и типа проекта. Для выбора SEO-стратегии нужен анализ рынка и конкурентов.
Быстро уточнить частотность запросов поможет инструмент PromoPult. Гайд по работе с ним – здесь.
Учитывайте пользовательский интент
Интент – это намерение пользователей, которое они вкладывают в свой запрос. Например, люди, которые вводят в поиске «лучший игровой ноутбук», скорее всего, хотят увидеть обзоры гаджетов, изучить отзывы, а вот фраза «купить игровой ноутбук» явно указывает на готовность к покупке.
В зависимости от интента выделяют 3 вида запросов:
- Коммерческие. Содержат слова «купить», «заказать», «недорого», «цена» и подобные.
- Информационные. Связаны с поиском информации, могут содержать слова «как», «какой», «когда», «инструкция», «обзор», «рецепт» и т. д.
- Навигационные. Отражают желание найти определенный сайт, например, «сайт Озон», «Дзен ру», «официальный сайт Геншин» и т. д.
Интент можно определить с помощью анализа выдачи: введите фразу и посмотрите, какой контент находится в топе. Это могут быть короткие посты, лонгриды, статьи с большим количеством фото, товарные карточки и т. д. – именно это и хотят видеть пользователи. Анализ интента поможет получить целевой трафик, снизить отказы и повысить конверсии.
Кластеризуйте запросы
Фразы, которые используют для продвижения ресурса, разделяют по смыслу на группы (кластеры) и распределяют по страницам. На одной странице одна группа ключей. Это позволяет разработать удобную для аудитории структуру, улучшить пользовательский опыт и сделать сайт более понятным для алгоритмов.
Кластеризовать запросы на основе поисковой выдачи поможет инструмент PromoPult. Его настройки позволяют правильно сгруппировать запросы и новичкам в SEO, и опытным специалистам. Инструкцию по работе с инструментом найдете в этой статье.
Убирайте минус-слова
Минус-слова – это фразы, которые не соответствуют проекту. Исключайте их из рекламных кампаний и при сборе семантического ядра, иначе получите нецелевой трафик. Например, если продаете дорогую дизайнерскую одежду и ориентированы на премиум-сегмент рынка, то слова «недорогой», «дешево» лучше убрать. В противном случае будут переходы от пользователей, не готовых покупать по высокой цене, а это приведет к отказам и лишним расходам на рекламу.
Анализируйте ключевые слова конкурентов
Анализ конкурентов поможет узнать важные темы в нише, найти эффективные фразы и расширить семантику. Парсить ключи конкурентов можно в специальных сервисах, о которых расскажем ниже.
Периодически пересматривайте и обновляйте семантику
Статистика меняется с течением времени. Это связано с новыми трендами, событиями, изменениями в потребительских интересах. Поэтому периодически пересматривайте семантическое ядро, добавляйте новые ключи и поддерживайте актуальность контента. Как часто это делать, зависит от ниши, в среднем один раз в полгода.
Используйте аналитику для измерения успеха
Аналитические сервисы (Яндекс Метрика, Google Analytics) помогут оценить эффективность ключевых слов, понять, какие приносят больше трафика и конверсий. Зная такую информацию, можно улучшать SEO-стратегию и оптимизировать рекламные кампании.
Как смотреть статистику поисковых запросов
Из-за особенностей аудитории и алгоритмов, которые обрабатывают данные, статистика в Яндексе и Google различается. И у каждого поисковика есть свои сервисы для ее анализа.
Яндекс
Анализировать запросы в Яндексе можно с помощью двух сервисов, они бесплатные.
Яндекс.Wordstat
В Яндекс.Wordstat можно найти новые фразы и проверить частотность. Заходим в сервис, вводим основную фразу, нажимаем «Подобрать».
Система сформирует отчет: слева запросы, которые включают основную фразу, справа – похожие по смыслу. Напротив каждого указана частотность, есть сортировка по устройствам и регионам. Сейчас в старом интерфейсе Вордстата можно выбрать только Москву и Московскую область. Чтобы смотреть статистику по другим городам, пропишите код региона в адресной строке браузера или установите расширение Alaev SEO Tools, подробнее рассказали здесь.
В октябре 2023 года появилась возможность протестировать новый интерфейс Wordstat. В нем посмотреть статистику по запросам, связанным с ключевой фразой, можно в разделе «Топы запросов» в режиме «Популярные»:
Чтобы увидеть похожие на основной ключ запросы, переключитесь в режим «Похожие»:
Проблем с выбором региона в новом интерфейсе нет – просто активируете чекбокс напротив нужного региона во всплывающем окне:
Для получения более точных данных применяют специальные операторы, например, квадратные скобки фиксируют порядок слов, а кавычки – их количество. Работают они как в старом, так и в новом интерфейсе Вордстата.
Во вкладке «По регионам» старого интерфейса можно узнать, где больше всего показов (и соответственно, какой спрос на продукт).
В новом интерфейсе раздел называется «Регионы»:
Во вкладке «История» отражена динамика интереса пользователей к теме. Система формирует график и таблицу с двумя значениями: абсолютное (количество показов) и относительное (отношение показов по фразе к общему числу всех показов).
В новом интерфейсе раздел называется «Динамика» и открывается по умолчанию:
Абсолютное значение называется здесь «Число показов», относительное – «Доля от всех запросов». Остальные функции аналогичны.
Статистика в Яндекс Метрике
В сервисе аналитики Яндекс Метрика можно узнать, по каким запросам посетители приходят на сайт, и проанализировать качество трафика. Отчет находится в разделе: «Отчеты» → «Источники» → «Поисковые запросы». Для получения данных размещают код счетчика на сайте.
Получать статистику по запросам в Google помогут три сервиса.
Google Trends
В Google Trends можно узнать самые популярные темы и посмотреть статистику запросов. Открываем вкладку «Анализ» и вводим ключевое слово. Можно настроить фильтр по четырем критериям:
- Страна. Укажите одну страну или смотрите данные по всему миру.
- Период. Выбирайте любой промежуток времени, система хранит данные с 2004 года.
- Категория. Можно посмотреть, насколько тема актуальна в определенной отрасли: фитнес, покупки, спорт, финансы и т. д.
- Тип поиска. Можно выбрать веб-поиск, поиск роликов в YouTube, поиск по изображениям, товарам, новостям.
Система сформирует график с изменением популярности запроса. Числа на вертикальной шкале отражают интерес к теме: 100 – самый высокий уровень.
Ниже можно посмотреть популярность по гео. Такая информация помогает выбирать наиболее перспективные регионы для продвижения продукта.
Еще ниже – связанные темы, которыми интересовалась аудитория, и похожие фразы.
Можно сравнивать запросы между собой и анализировать на графике.
Планировщик ключевых слов в Google Ads
В рекламном сервисе Google Ads тоже можно смотреть статистику поисковых фраз. Для этого открываем «Инструменты и настройки» → «Планировщик ключевых слов».
Чтобы найти новые ключевые слова, выбираем соответствующий раздел.
Указываем опорный ключ и нажимаем «Получить результаты». В разделе выбора региона оставляем «Все местоположения».
Если указать Россию, инструмент не покажет данные, это связано с приостановкой рекламы в Google для российских пользователей.
В отчете можно увидеть другие варианты запросов и информацию по ним: среднее число показов, изменения за квартал и за год, уровень конкуренции. В правом окне можно уточнить слова.
Статистика ключевых слов Google Analytics
В Google Analytics можно проверить, по каким словам аудитория находит сайт и какие из них дают больше конверсий. Для этого формируем отчет «Источники трафика» → «Search Console» → «Запросы». Чтобы получать статистику, нужно разместить код счетчика на сайте и связать сервис с Google Search Console.
Прочие поисковики и сервисы
В других поисковых системах (Bing, Yahoo, Baidu и т. д.) тоже есть свои сервисы для проверки частотности запросов. Но в Рунете эти поисковики непопулярны, их доля – около 1%, поэтому данные по ним не представляют большой ценности.
Инструменты для проверки количества запросов и работы с ними
Для автоматического сбора ключевых фраз из разных источников, их очистки и кластеризации используют специальные онлайн сервисы. Они значительно экономят время при работе с обширным списком ключей и дают больше информации.
PromoPult
Стоимость: бесплатно.
В SEO-модуле PromoPult можно собрать полное семантическое ядро, узнать позиции по ключевым словам, собрать частотность, оценить геозависимость. Система рассчитывает прогнозируемое количество переходов и таким образом помогает определять привлекательность ключей для аудитории.
Также здесь можно парсить семантику конкурентов, собирать и расширять семантическое ядро на основе опорных ключевых запросов. Есть опция автоматической кластеризации: программа группирует ключи, ориентируясь на топ Яндекса или Google (можно выбрать).
Кроме возможностей SEO-модуля в PromoPult доступны профессиональные инструменты под отдельные узкие задачи – кластеризация семантики, парсинг частотности Wordstat, чистка ядра от дублей и мусора и другие. Многие инструменты бесплатны.
Пиксель Тулс
Стоимость: от 950 рублей в месяц, есть пробная версия за 1 рубль.
В Пиксель Тулс есть парсинг поисковых подсказок из Яндекса, Google, YouTube, автоматическая кластеризация и удаление дублей. Фразы можно детально анализировать: система определяет интент, геозависимость, уровень конкуренции, показывает, какие типы сайтов находятся в выдаче.
Key Collector
Стоимость: бессрочная лицензия – 2200 рублей.
В Key Collector гибкие настройки и удобные инструменты для массового подбора, сортировки и фильтрации ключей. Здесь можно быстро собирать ключевые фразы из разных источников, автоматически распределять по группам, очищать от мусора, формировать отчеты. Программу нужно скачать и установить на свое устройство.
Slovoeb
Стоимость: бесплатно.
Сервис похож на Key Collector, но функционал ограничен. Здесь можно парсить данные из разных поисковиков и получать базовую информацию: частотность ключевых слов и уровень конкуренции.
Keyword Tool
Стоимость:
- Бесплатный тариф – 750+ запросов без отображения информации.
- Платный тариф – $69 в месяц.
Keyword Tool – простой и удобный парсер. Программа собирает поисковые подсказки из Google, YouTube, Bing, Amazon, Play Store и других сервисов. На платном тарифе можно увидеть информацию по каждому ключу: частотность, изменения объема поиска, уровень конкуренции.
Ahrefs
Стоимость:
- Бесплатно – 5 пробных запросов.
- Платный тариф – от $99 в месяц.
В Ahrefs можно быстро сгенерировать более 1 тыс. ключей и запустить подробную массовую проверку. Система показывает недавно обнаруженные фразы, подсказывает идеи, оценивает сложность продвижения. В России Ahrefs работает с VPN.
Заключение
Собирать и анализировать запросы пользователей нужно для SEO, настройки рекламы, исследования ЦА и рынка. При подборе учитывают частоту, регион и пользовательский интент. Анализировать статистику можно в сервисах Яндекса и Google. Получать более подробную информацию и автоматизировать рутину помогут сторонние программы и сервисы, например, бесплатные PromoPult и Slovoeb или платные Пиксель Тулс и Key Collector.