53% российских компаний восстановились после COVID-кризиса

Как российский бизнес пережил пандемию? Смогли ли компании сократить офисные расходы? Кому удалось восстановить прежние обороты бизнеса? Какие отрасли выходят из COVID-кризиса с наименьшим потерями? Такими вопросами задались эксперты разработчика CRM-системы «Простой бизнес» и провели опрос малого и среднего бизнеса России.

Это уже второе исследование, которое компания организует, чтобы выяснить, как COVID-кризис отразился на деятельности отечественных компаний. Первый опрос проходил в разгар режима самоизоляции и был сфокусирован на том, как организации справлялись с пандемией. Второй поможет выяснить, как бизнес ее пережил и что планирует предпринять для восстановления. 

Результаты двух опросов позволили отследить динамику выхода российского бизнеса из COVID-кризиса.

В новом опросе приняли участие 412 представителей организаций малого и среднего бизнеса (руководители, сотрудники). Оказалось, что после пандемии 27% российских компаний собираются перейти на удаленный режим работы, 53% организаций после кризиса удалось восстановить обороты, а 24% – сократить затраты на офис.

Перевод офиса на удаленку после пандемии

На вопрос «Планируете ли вы в будущем переход на удаленный режим работы?» 26% респондентов ответили утвердительно, 52% – отрицательно (частично – 22%). После весенней пандемии собираются перейти на дистанционный формат работы компании из разных сфер: оптовая и розничная торговля (22%), консалтинг и информационные услуги (15%), IT (10%), строительство и архитектура (9%), а также организации, оказывающие образовательные услуги (7%).

Практически или совсем не планируют работать в удаленном формате организации, представляющие сферу безопасности, юридических услуг, недвижимости, страхования, а также гостиничный, ресторанный бизнес, салоны красоты.

Сокращение офисных затрат

На вопрос «Сократили ли вы затраты на офис по сравнению с прошлым годом?» 61% респондентов ответили отрицательно, 24% – положительно. Частично снизили расходы на офис 15% участников исследования.

Среди направлений бизнеса, представителям которых удалось сократить затраты на офис после отмены режима самоизоляции по сравнению с прошлым годом: оптовая и розничная торговля (16%), консалтинг и информационные услуги (15%), IT, строительство и архитектура (по 9%), ремонт (8%), образование и недвижимость (по 6%).

Респондентам из сферы гостиничного бизнеса, ресторанной отрасли, салонов красоты, а также компаниям, занимающимся стройматериалами, страховыми, типографскими и юридическими услугами, затраты на офис сократить практически или совсем не удалось.

Как идет восстановление бизнеса после COVID-кризиса

На вопрос «Удалось ли восстановить обороты компании после отмены режима самоизоляции?» 53% компаний ответили «да», 28% – «частично», 19% – «нет».

Вернуться к прежним оборотам удалось 25% организаций оптовой и розничной торговли, 17% производственных предприятий, 10% ремонтных компаний, 8% строительных и архитектурных организаций, а также компаниям, занимающимся консалтингом, медицинскими услугами и недвижимостью. 

Среди аутсайдеров – организации отрасли туризма, спорта и отдыха: 62% респондентов данной сферы восстановить обороты не удалось. Кроме того, пострадали компании, оказывающие услуги в сфере безопасности, экспертно-оценочной деятельности, страхования, развлечений, а также типографии, фотостудии и организации, занимающиеся стройматериалами.

При этом 100% опрошенных интернет-магазинов удалось вернуться к прежним оборотам, тогда как в сфере производства эта цифра достигает 61%, строительства и архитектуры – 59%, недвижимости, рекламы и PR – 58%, IT – 56%. Также частично удалось восстановиться предприятиям сферы торговли (54%), гостиничному, ресторанному бизнесу и салонам красоты (43%), консалтинговым компаниям (41%). Респонденты, представляющие сферу развлечений, отметили, что половина из них смогла вернуться к прежним оборотам (еще 50% удалось это сделать частично).

Предыдущее исследование «Простого бизнеса», проведенное среди представителей российского бизнеса в период режима самоизоляции, показало, что 57% опрошенных полностью или частично перешли на удаленку. При этом 70% компаний надеялись восстановиться после кризиса. Тогда оптимистичные прогнозы высказывали предприятия из сферы торговли, производства, консалтинга, строительства и архитектуры, ремонта и бытовых услуг. Интересно, что IT-сфера стала отраслью, которой даже в кризис удалось увеличить число клиентов. По данным исследования, 62% респондентов не планировали отказываться от офиса и снижать затраты на его аренду, тогда как 16% респондентов рассматривали возможность такого отказа.

Анализируя результаты двух опросов, можно отметить, что в разгар режима самоизоляции прогнозы российского бизнеса оказались более оптимистичными, чем реальность: 70% компаний надеялись восстановиться после кризиса, тогда как в реальности это удалось 53% опрошенных организаций. 

Однако цифры по переходу на удаленку практически совпадают: если в период режима самоизоляции 57% опрошенных компаний полностью или частично перешли на удаленку, то после него это решение стало актуальным для 49% респондентов. То же самое касается и вопроса снижения офисных затрат. Здесь цифры схожи в обоих исследованиях: 61-62% опрошенных затраты на офис не снижают. В целом, оба исследования демонстрируют, что с наименьшими потерями из COVID-кризиса выходят интернет-магазины и IT-компании. Хорошие цифры по восстановлению показали сферы торговли, развлечений, строительства и архитектуры, недвижимости, рекламы.

Напомним, ранее по просьбе компаний «Простой бизнес» снял ограничения по количеству пользователей в бесплатной базовой версии CRM, чтобы упростить переход на дистанционку и предотвратить потери. Сейчас в бесплатной версии могут работать организации, ставшие новыми пользователями программы, с любой численностью штата.

Базовая версия «Простого бизнеса» позволяет бесплатно и быстро организовать совместную удаленную работу через удобные CRM-инструменты: онлайн-лента задач и проектов, онлайн-контроль работы персонала, чаты и коммуникации, диаграмма Ганта, клиентская база, электронный документооборот, календарь, возможность создать сайт-визитку, база знаний. Можно также воспользоваться мобильными приложениями для iOS и Android. Новые пользователи базовой версии могут рассчитывать и на оперативную техподдержку.

Чтобы начать работу в бесплатной версии «Простого бизнеса» прямо сейчас, достаточно стать новым пользователем программы: зарегистрироваться на сайте «Простого бизнеса» и скачать CRM.

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)

X | Закрыть