Туризм сохраняет свою популярность даже в кризисные периоды, и многих представителей туристического бизнеса интересует, как добиться успеха в продвижении компании. Александр Шестаков, руководитель продукта Links.Sape, рассказывает, чем специфично SEO в этой отрасли, какие подходы наиболее выгодны и какие шаги можно предпринять, чтобы обойти конкурентов.
Поскольку в российском сегменте Google отключена платная реклама, сейчас самое подходящее время, чтобы собирать органический трафик. Параметр CTR увеличивается многократно, а клики из поисковой выдачи конвертируются в новых клиентов. Именно SEO позволяет привлечь львиную долю наиболее доступного и подогретого трафика.
Особенности SEO-продвижения в туристической отрасли
Эффективно продвигать компанию можно с помощью собственного сайта, но некоторые туристические бизнесы, особенно в регионах, не создают свои ресурсы – им проще продвигаться в социальных сетях. Например, привлечение клиентов ведется через группу в «ВКонтакте». Также популярны агрегаторы, на которых можно разместить представительство своего бизнеса, и различные мобильные приложения. Разберем каждую из этих площадок для привлечения трафика подробнее.
Сайт наиболее гибок в управлении и позволяет вносить любые изменения. Однако этот вариант – не из дешевых, создание своего ресурса обойдется минимум в 100 000 рублей в зависимости от сложности. Кроме того, нужно тратиться на продвижение – порядка 40-50 тысяч в месяц за услуги специалиста, без учета стоимости технических работ. Создание и начальное продвижение сайта займет не менее 1-3 кварталов или даже более в случае со стартапами. Несмотря на эти нюансы, именно сайт имеет наибольший потенциал для поисковой оптимизации.
Создать качественную страницу в социальной сети гораздо дешевле и быстрее – достаточно одного месяца. Требуется только найти SMM-менеджера, который будет удаленно вести этот проект. Проблема такого варианта в его ограниченности. Существуют узкие запросы, по которым можно продвигаться, но масштабировать продвижение – открывать новые семантические кластеры – скорее всего, в соцсетях не получится, если не создавать другой аккаунт или сообщество. Имейте в виду, что результаты из социальных сетей нечасто попадают в выдачу.
Продвижение через агрегаторы можно использовать, чтобы привлекать дополнительных клиентов и вести параллельно основному сайту. Цена будет равна комиссии за пользование услугами агрегатора – порядка 15% от вашего дохода. Терять прибыль не очень приятно, но таким образом можно быстро набрать массу заказов.
Продвижение с помощью мобильного приложения значимо дороже и дольше других вариантов. Если использовать качественные технологии, при которых браузер не дублируется в окне приложения, создание обойдется в миллион рублей и более. Кроме того, необходимы квалифицированные программисты. Однако такой вариант отличается удобством и высокой управляемостью. Если на это выделен соответствующий бюджет, то попробовать создать свое приложение имеет смысл.
Какого-либо единственного правильного варианта не существует – все зависит от возможностей и общих целей. Следует сразу определиться с бюджетом и конечной задачей. В туристической среде существуют разные типы ресурсов: сайты туроператоров, крупных агентств, отелей, стран, а также блоги, порталы справочного или образовательного характера – для каждого из них цели могут кардинально различаться. От некоторых вариантов продвижения придется отказаться, в зависимости от стоящих задач, – так, информационные запросы вряд ли получится продвигать через группу в «ВКонтакте».
Также на выбор площадки влияют регион, целевая аудитория и бюджет. Для локального продвижения вполне достаточно будет социальных сетей. Однако, если работать по всей стране, то у аудитории из крупных городов уже возникнет определенное недоверие к такому варианту. Потребителям хочется солидности, особенно клиентам высокой платежеспособности.
Как продвигать туристический сайт
Перейдем к процессу продвижения туристического сайта – есть нюансы, которые необходимо учитывать. В первую очередь, нужно определить семантическое ядро. Отбирайте запросы, которые помогут собрать как можно больше трафика. В туристической отрасли особенно важно обращать внимание сезонность. Существует SEO-тактика продвижения «мертвых сезонов». В этом случае оптимизируют те запросы и кластеры, которые могут быть не актуальны на текущий момент. Делается это для того, чтобы к началу сезона данные запросы были на первом месте – они могут стать основным источником трафика.
Далее необходимо проработать факторы ранжирования. У поисковых систем есть сотни специальных сигналов, по которым они оценивают сайты. В этот список входят технические нюансы, оптимизация страниц, наличие текста, микроразметка, специальные метатеги и многое другое. Все сигналы условно сгруппированы в несколько групп факторов: например, внутренние, внешние, поведенческие и коммерческие.
Внутренние – техническая оптимизация, внешние – ссылки, поведенческие – то, как пользователи ведут себя на сайте, коммерческие – отличие одной организации в глазах поиска от другой. Работу ведут по каждому из направлений и обычно это долгий и трудоемкий процесс.
Поисковые сервисы руководствуются иными принципами, нежели пользователи сети. Так, в Google более 700 известных факторов ранжирования, которые регулярно обновляются и дополняются.
Выявить недочеты, нуждающиеся в доработке, поможет аудит сайта. Существуют удобные сервисы, такие как Advisor.Sape, которые позволяют быстро провести полный аудит. Важно не только найти все проблемы, но и спланировать, когда и как их исправлять. Возможно, придется переделывать сайт либо создавать его заново. Чаще всего требуется техническая оптимизация и проработка поведенческих и коммерческих факторов, побуждающих пользователя задержаться на сайте подольше.
Идей для проработки этих факторов в туристической сфере масса. Предлагайте клиентам подборки горящих туров, видеообзоры, 3D-фототуры, онлайн-бронирование. Также можно добавить калькулятор, сертификаты, лицензии, награды и отзывы. Не забывайте уделять достаточное внимание контент-маркетингу. Контент, особенно информационный – важный инструмент в SEO, тем более, в туризме. Старайтесь мониторить сайты конкурентов, изучать топ поисковых систем, анализировать эти ресурсы и пополняйте список рациональных улучшений, чтобы привлекать больше пользователей. Помните, что поисковая оптимизация – это процесс, а не задача.
Также учитывайте, что клиентский сервис, как коммерческий фактор, тоже влияет на SEO. Многие российские компании недостаточно внимания уделяют этому вопросу. Потребители понимают разницу между качественным и некачественным сервисом и здесь важна каждая мелочь. Важно компетентно прорабатывать триггерные коммуникации: письма и обзвоны – и следить за тем, как пользователи будут реагировать. Развивайте обратную связь, отвечать на вопросы клиентов необходимо быстро и по существу.
Чтобы поддерживать сервис на достаточном уровне, следите за внешним видом сайта, комфортом обстановки для посетителя и подачей услуг. Так, всего один некомпетентный ресепшионист может испортить впечатление об отеле, а средства на привлечение клиента будут потрачены впустую – это необходимо учитывать и в SEO. Важно получать якорную аудиторию, которая полюбит ваши услуги и будет рекомендовать вас друзьям и знакомым.
Немаловажны и внешние факторы ранжирования – добиться больших успехов в SEO поможет ссылочное продвижение. Способов его реализации достаточно много: можно заказать линкбилдинг «под ключ», продвигаться автоматически через сервис, например, Links.Sape или закупать ссылки самостоятельно. Выбор варианта зависит от навыков и доступного бюджета.
Проработав вышеуказанные нюансы, вы сможете обойти конкурентов в туристической отрасли и вывести ваш сайт в топ поисковой выдачи, получив больше трафика и успешно конвертировав его в новые заказы.