Многие путают продакт- и проджект-менеджеров. Названия профессий похожи, но обязанности разные. Особенно важно учитывать это, если вы решили освоить одно из направлений. В статье рассмотрим различия между специальностями.
Чем отличается продукт от проекта
Разница видна уже в названии.
Проект – это процесс с четким дедлайном и ограничениями, например, денежными. Включает фиксированный список задач, которые нужно выполнить, чтобы получить результат – продукт или его часть.
Продукт – это нечто конкретное: предмет, программное обеспечение, услуга. Он не ограничен по времени и способен постоянно развивается. Решает конкретную проблему. Продукт проходит несколько этапов: разработка идеи, ее реализация, внедрение, развитие, изменение в угоду обстоятельствам, отмирание. Этот процесс может быть непрерывным.
Разработка продукта состоит из множества проектов. Для примера рассмотрим создание букета. Чтобы получить продукт, нужно выполнить минимум три проекта: отобрать свежие цветы, составить из них композицию, обернуть бумагой. В процессе могут появиться дополнительные проекты: обрезать стебли, убрать засохшие листья, добавить декор.
Теперь рассмотрим обе профессии подробнее.
Кто такой продакт-менеджер
Продакт – специалист, который отвечает за качество и развитие продукта. Его цель – понять, почему результат должен быть именно таким, зачем клиенту пользоваться продуктом.
Задачи продакт-менеджера
- Исследовать рынок.
- Выявлять и анализировать целевую аудиторию, конкурентов.
- Формировать и тестировать гипотезы.
- Определять состав и функции продукта, стратегию его развития.
- Разрабатывать бизнес-план.
- Готовить технические задания специалистам.
- Расставлять приоритеты задачам.
- Контролировать жизненный цикл продукта.
- Продумывать, как привлекать новых и удержать текущих клиентов.
- Исследовать причины отказа от продукта.
- Отслеживать аналитику продаж.
- Определять, как можно улучшить продукт.
- Взаимодействовать с клиентами и партнерами.
Ключевые навыки
- Знание основ бизнеса. Менеджер должен понимать особенности рынка, ценообразования, уметь анализировать ЦА и конкурентов, выстраивать позиционирование продукта, взаимодействовать с партнерами.
- Знание ниши. Только если продакт понимает особенности своей сферы, он сможет разобраться в потребностях клиентов и точно определить, какое решение станет для них привлекательным.
- Сбор и анализ информации. Продакт-менеджеру нужно работать с разными системами метрик, собирать данные.
- Навык аналитики. Необходимо проводить A/B-тестирование и другими способами анализировать эффективность продукта, чтобы вносить изменения для его улучшения.
Также специалист должен уметь принимать сложные решения, часто – очень быстро. Обладать лидерскими навыками для мотивации команды, стратегическим мышлением, так как придется постоянно отделять важное от неважного, составлять долгосрочный план действий.
Критерии эффективности
Чтобы оценить, насколько хорошо продакт-менеджер работает, используют метрики успешности самого продукта:
- AAARRR – Awareness (знание потенциальных клиентов о продукте), Acquisition (количество новых клиентов, продаж), Activation (количество активных клиентов), Revenue (доход), Retention (количество клиентов, которые обратились снова), Referral (рекомендуют ли продукт другим людям).
- Индекс NPS – сравнение лояльных клиентов, которые посоветуют продукт, и тех, кто остался недоволен сделкой.
- Трафик пользователей – число клиентов, которые выбрали продукт.
Могут быть и другие метрики, но в любом случае главный показатель эффективности продакта – увеличение прибыли.
Кто такой проджект-менеджер
Проджект-менеджер – специалист, который организует и контролирует процесс выполнения проекта. Он определяет, как прийти из начальной точки в конечную, как организовать команду, какие ресурсы для этого нужны, какие шаги предпринять.
Задачи проджект-менеджера
- Составлять требования и план для работы над проектом.
- Находить подрядчиков или специалистов внутри компании.
- Ставить задачи и следить, чтобы они были выполнены в срок.
- Контролировать расход бюджета.
- Вести документацию: технические задания, договоры, акты, сметы, отчеты, счета.
Ключевые навыки
- Планирование. Составлять план работы, распределять ресурсы для достижения результата.
- Понимание продукта. Знать его особенности, процесс создания и реализации.
- Коммуникация. Общаться с исполнителями, понятно объяснять цели и задачи, презентовать результаты.
- Управление командой. Контролировать каждого участника, решать конфликты, находить компромиссы, оценивать эффективность сотрудников.
- Ведение переговоров. Доносить свою точку зрения, обсуждать проблемы, утверждать график, бюджет.
- Самоорганизованность. Уметь переключаться между задачами, выполнять работу вовремя.
- Управление рисками. Прогнозировать возможные трудности и заранее продумывать способы их решения.
Критерии эффективности
Основной показатель хорошей работы проджект-менеджера – соблюдение дедалайна и бюджета при условии качественной реализации проекта. Иногда анализируют скорость эффективного выполнения отдельно взятых задач.
Чем отличается продакт от проджекта
У product- и project-менеджера непохожие обязанности, KPI, навыки. Специалисты работают над разными задачами. В таблице собрали основные различия продакта и проджекта.
Критерий |
Продакт-менеджер |
Проджект-менеджер |
За что отвечает |
Руководит конкретным продуктом — его созданием, реализацией, развитием. |
Руководит проектом по созданию продукта. |
Задачи |
|
|
Навыки |
|
|
Временные рамки |
Время реализации точно не определено, условия могут меняться. |
Достигает определенной цели в обозначенный срок. |
Главный показатель эффективности |
Прибыль от продукта. |
Успешное завершение проекта в рамках дедлайна и бюджета. |
Что помогает достигать цели |
Умение определять и анализировать целевую аудиторию, улавливать ее потребности, понимание, как получить прибыль от продукта. |
Способность правильно организовать команду, использовать необходимые методики. |
Как стать продактом или проджектом
Обе профессии относятся к IT-сфере. Часто их выбирают люди без опыта программирования или технических знаний, которые хотят стать айтишниками. Освоить оба направления можно в онлайн-школе Skillfactory.
На курсе «Профессия Project Manager в IT» вы познакомитесь с основными инструментами проджекта, получите необходимые знания для начала карьеры, опыт для трудоустройства. Научитесь планировать сроки и бюджет, организовывать команду, освоите современные методы управления проектами, которые помогут решать даже сложные задачи. Познакомитесь с менеджментом IT-проектов.
Курс для будущих продакт-менеджеров, «Technical Product Manager», составлен совместно с МФТИ – передовым научным центром и ведущим техническим вузом России, согласно рейтингам Times Higher Education и Quacquarelli Symonds. Вы сможете системно работать с основными метриками, понимать технологические особенности продуктов, вести документацию, анализировать данные, проводить исследования. Выполните реальный проект от Avito, который потом добавите в портфолио.
Также в Skillfactory есть Центр карьеры: его специалисты помогают выпускникам с трудоустройством, учат составлять резюме, проходить собеседования.