Что такое кластеризация запросов и на что она влияет в SEO

В этой статье команда Топвизор-Журнала разбирается, какую роль в SEO играет кластеризация, зачем она нужна и каким образом можно ее собрать – и вручную, и в Топвизоре.

Что такое кластеризация поисковых запросов

Кластеризация – это деление ключевых запросов на группы: SEO-специалист распределяет их по отдельным страницам сайта, чтобы оптимизировать их по отдельности.

Такие группы называются кластерами. Так как их объединяют тематически, количество зависит от обширности содержания контента на сайте.

Чтобы провести кластеризацию, необходимо сначала собрать семантическое ядро и очистить его от нецелевых и неподходящих запросов.

Кластеризация запросов

Для чего нужна кластеризация

В результате из группировки запросов можно сформировать четкую структуру сайта – в этом и состоит их основная роль. Оптимизация каждой страницы позволит релевантно отображать кластеры в выдаче поиска. Таким образом, пользователь найдет то, что искал. От качества кластеризации семантики зависит юзабилити и, соответственно, то, сколько посетителей выполнят целевое действие.

Кроме того, кластеризация необходима, чтобы составить эффективную перелинковку между страницами. Это позволит задержать пользователя на сайте, что повысит его вовлеченность и поможет поисковым системам понять, что контент на сайте полезный и интересный. Соответственно, рейтинг в выдаче повысится.

Что такое интент и для чего он нужен

Интент в SEO – это намерение пользователя, которое он вкладывает в свой поисковый запрос.

Поисковые системы опираются именно на интент: когда показывают пользователю выдачу, они стремятся удовлетворить его интерес. Кластеризация сужает круг поисков, так как исключает лишние ключи.

С помощью интента можно распределить слова и словосочетания по группам, а также установить кластеры для определенной страницы. Нельзя продвигать их по неподходящим ключам, так как это снижает релевантность и, соответственно, количество просмотров и целевых действий.

Как в Google можно найти Топвизор, если не указывать название:

Способы распределения запросов по кластерам

SEO-специалисты используют несколько способов, для того чтобы разделить ключевые слова по группам:

  1. По интенту. Это наиболее точный способ: в ключи вкладываются именно те запросы, которые в поисковую строку вбивает пользователь.

  2. По семантической схожести. В семантическое ядро включаются синонимичные тематические запросы, слова и словосочетания в разных морфологических формах. Иногда пользователи путают определения слов, и это тоже необходимо учитывать.

  3. На основе выдачи топ-10. Такая кластеризация нужна, например, для ресурса, который действует на территории отдельно взятого региона. Для этого способа есть три типа кластеризации: soft, middle и hard. В первом случае все запросы сравнивают с самым высокочастотным ключом (подойдет для информационных статей и блогов). В middle точность выше, так как все запросы связаны между собой по цепочке. Используя hard, SEO-специалист группирует те кластеры, у которых найдены общие URL (пригодятся для конкурентных ниш, так как этот тип предоставляет наиболее высокую точность).

Методы группировки ключевых фраз

Автоматический

Автоматический способ представляет собой группировку, которую создали сервисы кластеризации запросов или программы. Недостаток такого способа заключается в том, что ее приходится корректировать вручную – убирать неподходящие вхождения. Тем не менее, автоматический метод позволяет работать с большими и объемными семантическими ядрами.

Ручной

Ручную кластеризацию запросов осуществляет SEO-специалист без помощи сервисов. Такой метод медленный, но более качественный.

Как группировать семантическое ядро

Вручную

С ключевыми словами можно работать без использования сервисов – например, в таблице. При этом важно учитывать конкретные запросы, их частоту и интент.

При группировке семантического ядра можно предпринять следующие шаги:

  1. Создайте таблицу в Excel.

  2. Добавьте список ключевых слов, 2 столбца «Запрос» и «Частотность». В них укажите соответствующие параметры. Другие столбцы дополнительные, можно учитывать их при необходимости.

  3. Начните распределять по группам. Для этого можно отмечать одну группу одним цветом. Группы могут быть общими, коммерческими, информационными, охватывать конкретный бренд или товар. Похожие ключи должны находиться в одной группе, но похожие ключи для нескольких страниц усложнят получение рейтинга. Объекты из разных групп должны различаться.

  4. Обратите внимание на те запросы, которые остались некластеризованными. Если подходящего интента не нашлось, необходимо проверить коммерциализацию или выдачу топ-10 по таким запросам в регионе, где будет продвигаться сайт.

  5. Как только кластеризация семантического ядра завершена, можно добавлять новые страницы или оптимизировать существующие.

Пример таблицы для ручной кластеризации запросов

Важно учитывать, что разные поисковые системы отдают приоритеты разным кластерам. Например, Google показывает чаще коммерческие страницы, а Яндекс – информационные. Следует ориентироваться на более приоритетную ПС.

Информационные и коммерческие запросы не должны попадать в одну группу, так как интенты разные. В первом случае пользователь ищет информацию или ответы на определенные запросы. Для этого подойдут лонгриды, статьи, посты. Во втором случае намерение – покупка товара или приобретение услуги. Разделение запросов таких типов служит большей релевантности результатов.

Также SEO-специалисты советуют собирать дополнительную семантику для распределения ключей по информационным запросам.

Как выглядит информационный запрос:

ИИ-ответ в Яндексе

Автоматически

Собрать кластеризацию на основе выдачи топ-10 можно в Топвизоре. Для этого перейдите в раздел «Поисковые запросы» и выберите «Кластеризация по ТОП-10».

После этого можно выбрать, каким именно методом воспользоваться: soft, middle (moderate) или hard.

Выбор метода кластеризации

Внизу отображаются кластеры, справа – ключевые слова. Переключаться между кластерами можно с помощью вкладок вверху.

Результаты группировки ключевых слов

Что запомнить

  • Чтобы провести кластеризацию, необходимо сначала собрать семантическое ядро и очистить его от нецелевых и неподходящих запросов.

  • Кластеризация в SEO – деление ключевых запросов на группы уже после того, как произведена основная выборка и очистка.

  • В результате из группировки запросов можно сформировать четкую структуру сайта – в этом и состоит их основная роль.

  • От качества кластеризации семантики зависит юзабилити и, соответственно, то, сколько посетителей выполнит целевое действие.

  • Разделить ключевые слова можно по интенту, по семантической схожести или по топ-10 запросов по региону.

  • Методы группировки – автоматический и ручной. Первый быстрее, второй качественнее.

  • Чтобы создать кластеры, используйте сервисы и таблицы.

(Нет голосов)

X | Закрыть