Команда Топвизора провела исследование рынка SEO во второй половине 2024 года. В статье мы подробно рассматриваем ключевые аспекты профессии: средний уровень дохода SEO-специалистов, их навыки, KPI в агентствах, а также инструменты и перспективы профессии в 2025 году.
Что вошло в исследование
В обзоре мы показали общую картину рынка SEO, включая данные об опыте специалистов, уровне заработных плат, особенностях работы в найме и на фрилансе.
Значительная часть исследования посвящена географическим аспектам, нишам, ключевым метрикам и KPI, а также целям и задачам клиентов.
Отдельно мы разобрали навыки, необходимые для успешной работы, а также плюсы и минусы профессии. Эта информация особенно полезна для тех, кто планирует начать карьеру в SEO.
В заключительной части обсудили роль ChatGPT и нейросетей в целом. Исследование позволяет комплексно оценить профессию, понять, чем занимается SEO-специалист, какой доход он получает, какие навыки необходимы и насколько сейчас востребована профессия.
Приглашенные эксперты
-
Айрат Рахимзянов
В SEO с 2011 года. Работал на руководящих должностях и в инхаусе. В настоящее время возглавляет агентство «Релианта». Автор канала «SEO-секретики». -
Андрей Антохин
В SEO с 2018 года. Фрилансер, специализируется на зарубежных проектах. Автор канала «Hello Digital World: SEO, digital-маркетинг, контент». -
Александр Шестаков
Руководитель направления ссылочных продуктов Links.Sape. Опыт в SEO более 10 лет. Участник и спикер 40+ конференций, включая Optimization, RiW, CyberMarketing и «СПИК». -
Анастасия Курдюкова
Head of SEO в «Ашманов и партнеры», работает в продвижении более 6 лет. Спикер конференций и вебинаров для клиентов компании.
Участники исследования
В опросе приняли участие 150 специалистов на конференциях SEO CLUB SPB и Optimization 2024, а также пользователи Топвизора. Анонсы исследования мы публиковали в социальных сетях, а также рассылали по базе конференций и зарегистрированных пользователей.
При анализе результатов ответы, выбранные менее чем 3% респондентов, не учитывались (за исключением некоторых вопросов). В ряде случаев на диаграммах приведены данные, указанные более 20% участников.
Гендерный состав:
-
65,5% – мужчины,
-
34,6% – женщины.
Средний возраст опрошенных: 30–40 лет.
Как мы можем заметить, на сегодняшний день в профессии по-прежнему преобладают мужчины, а фриланс значительно уступает работе в агентстве или инхаус.
-
43,6% – работают в агентствах,
-
33,8% – в инхаусе,
-
22,6% – фрилансеры.
География респондентов довольно обширная, и конечно, большая часть приходится ожидаемо на Москву и Московскую область – 27,1%. Далее распределение такое:
-
27,1% – Москва и Московская область,
-
13,5% – Санкт-Петербург и Ленинградская область,
-
5,3% – Екатеринбург и Тула,
-
4,5% – Ростов-на-Дону,
-
3% – другие города.
Опыт работы:
-
29,3% – более 10 лет,
-
24,1% – от 3 до 6 лет,
-
21,8% – от 6 до 10 лет,
-
15% – от 1 года до 3 лет,
-
9,8% – новички.
Обучение SEO:
-
39,8% – изучали самостоятельно,
-
21,1% – проходили курсы,
-
21,1% – начинали с должности помощника SEO-специалиста,
-
11,3% – изучали SEO для продвижения собственного сайта,
-
6,7% – другие варианты.
Оставшиеся 6,7% указали свои варианты, среди которых был и наш бесплатный базовый курс по основам SEO, а также дальнейшая стажировка после него.
Зарплаты в SEO
А про актуальные данные о доходах SEO-специалистов, начиная от джунов и заканчивая сеньорами, их ключевые навыки, а также какой бюджет компании готовы выделять на SEO-продвижение и какие факторы влияют на уровень заработной платы в этой сфере, мы рассказали в полной версии статьи у себя в Топвизор-Журнале. Там вы найдете не только статистику, но и полные комментарии наших экспертов, которые поделятся своим опытом и инсайтами о рынке SEO на ближайшее будущее.