TF-IDF остается важным инструментом в SEO-оптимизации, помогая улучшить ранжирование и содержание страниц. Команда Топвизор-Журнала разобрала основные принципы работы TF-IDF, где его стоит применять и на какие ошибки следует обратить внимание при оптимизации.
TF-IDF – что это и как работает
TF-IDF, или Term Frequency х Inverse Document Frequency – это метод статистического анализа. Его используют не только в SEO, но и в веб-аналитике, пользовательском моделировании, лингвистике. TF-IDF оценивает относительный вес слова в документе по отношению к набору слов в коллекции.
Проще говоря, TF-IDF показывает, насколько важно слово в документе. Для SEO документ – это веб-страница, коллекция – все страницы в интернете, а слово – ключ.
TF – это частота термина или количество раз, которое слово упоминается в документе, например на продуктовой странице или в статье.
IDF – обратная частота документа. В SEO она показывает, как часто слово появляется на всех страницах в интернете.
Как использовать TF-IDF
Для создания новых страниц
Во-первых, TF-IDF – ценный инструмент для создания ТЗ на копирайтинг новых страниц. Он дает возможность проанализировать плотность ключей, которые уже используют конкуренты в топе. То есть ту плотность, которую хочет видеть поисковик, чтобы вывести, предположим, статью на первую страницу выдачи.
Во-вторых, с TF-IDF легко подобрать тематические слова. Особенно не синонимические, а косвенные.
Например, для статьи про «Мазду» тематикообразующими словами будут «дверь», «прострочка» или «светодиодные фары» – это слова, которые помогают раскрыть тему статьи. Если добавить их на страницу, она покроет больше запросов. Так у нее больше шансов подняться в выдаче.
Евгений Зданевич, SEO-лид WSS.media:
Набор тематических слов упрощает составление технического задания редактору. Копирайтер, знакомый с темой, скорее всего, впишет 80 % этих слов и без ТЗ. Для начинающего или не знакомого с темой копирайтера LSI-ключи помогают сформировать структуру и тело текста. Если есть «двери» и «фары», значит, будет блок про экстерьер.
Для оптимизации старых страниц
В случае старых страниц TF-IDF используется, когда:
- веб-страница зависла на второй странице выдачи – тут TF-IDF поможет закрыть разрыв с топовыми конкурентами, найти недостающие ключи или повысить плотность тех, которые уже вписаны;
- в выдаче появились новые игроки и обновились метрики эталонных значений для контента – страница начала проседать; с помощью TF-IDF готовится ТЗ на обновление документа с учетом нового контента у конкурентов.
Так, чтобы старая страница поднялась в выдаче, с TF-IDF корректируют плотность ключей.
Например, SEO-специалист оптимизирует блоговую статью о новой модели «Мазды». Она уже давно висит на второй странице выдачи. Специалист берет лучших конкурентов и проводит TF-IDF-анализ. Результаты анализа показывают, что плотность основных ключей, связанных с «Маздой», в статье ниже, чем нужно для попадания в ТОП. Чтобы это исправить, на страницу добавляют больше ключей.
Евгений Зданевич, SEO-лид WSS.media:
Корректировка плотности ключевых фраз – важный элемент в оптимизации под Google и Яндекс. Поисковики используют метрику TF-IDF, чтобы определить релевантность документа по разным запросам. В Яндексе алгоритм работает более прозрачно, чем в Google. Проверенная схема для Яндекса – по максимуму проработать и внедрить тематикообразующие слова и фразы.
Как избежать ошибок
В англоязычной SEO-среде есть термин keyword stuffing – «напичкивание» ключевыми словами. Такую ошибку часто допускают начинающие специалисты. Не нужно вставлять на страницу все найденные TF-IDF ключи – для начала проанализируйте их плотность.
Диана Митичян, middle SEO-специалист WSS.media:
Keyword stuffing – прямой путь к переспаму, который в лучшем случае приведет к низкому рейтингу. В худшем – к бану.
Пример анализа плотности ключей, Surfer SEO
Вторая основная ошибка – анализировать слишком много, мало или просто не тех конкурентов. Чтобы получить работающий результат, смотрите на 3–5 из них. Отбирайте тех, кто с высокой долей вероятности ранжируется в ТОПе именно из-за хорошо оптимизированного текстового контента. Чтобы их найти, смотрите на DR, возраст и динамику трафика. Это не обязательно будут страницы из ТОП-3 – они могут быть и на 9-10-м местах. Это может быть и молодой сайт с невысоким трастом. Если его страница ранжируется наравне с высокотрастовыми сайтами, то, скорее всего, это происходит за счет хорошей оптимизации.
Как провести анализ TF-IDF
На своем проекте
Этот вопрос мы разберем на примере блоговой статьи аккаунтинг-проекта. Будем использовать Surfer SEO, платный инструмент для SEO-анализа, в том числе и TF-IDF. Цена – $49 в месяц.
- Зайдите в свой профиль Surfer SEO или зарегистрируйтесь, если у вас нет аккаунта.
- Перейдите во вкладку Audit.
- Заполните поля:
- URL страницы, для которой мы делаем анализ;
- одно или несколько ключевых слов;
- регион.
- Нажмите Create Audit. Анализ будет готов в течение 10 минут.
- Surfer SEO сделает обширный анализ – на странице появится много блоков и рекомендаций по оптимизации. Чтобы увидеть результаты расчета по TF-IDF, найдите строку Terms to Use и нажмите Show details.
TF-IDF покажет:
- terms – термины, которые наиболее часто встречаются у страниц в выдаче, включая и вашу страницу;
- example – примеры использования терминов;
- you – сколько раз термин использован на вашей странице;
- suggested – рекомендуемое количество использования терминов;
- relevance – релевантность термина относительно страницы;
- search volume – частотность термина, мы рекомендуем перепроверять другими сервисами, например SemRush, Ahrefs;
- action – рекомендации по оптимизации.
Результаты анализа можно экспортировать в Excel.
В выдаче
Если же нужно проанализировать выдачу, понять релевантность запроса и найти схожие термины, можно использовать инструмент SERP Analyzer:
- Вставьте главные ключи, по которым нужно проанализировать выдачу.
- Выберите нужный регион.
- Нажмите на Create SERP Analyzer.
Как использовать результаты анализа
В результатах анализа ключей на странице Surfer SEO дает рекомендации, сколько добавить или, наоборот, убрать. В примере на скриншоте в текущей статье содержится только 4 ключа financial year end, тогда как рекомендуемое количество – 19-61. Если добавить его 15-57 раз, на странице будет нужная плотность.
А анализ плотности, который чаще применяется для новых страниц, показывает, сколько в среднем и какие ключи используют конкуренты. Например, слово paypal есть на всех страницах по запросу ebay fee calculator, среднее количество – 6,11, а плотность – 1,02. То, сколько раз встретится ключ у вас, зависит от объема контента, но необходимый минимум – 2 раза, а максимум – 14. Превысите число 14 – будет переспам.
Проведите A/B-тесты и сравните ранжирование страниц, оптимизированных с TD-IDF и нет. Важно понимать принципы его работы и избегать чрезмерного насыщения текстов ключевыми словами, чтобы достичь баланса между релевантностью и качеством контента. Тесты займут немного времени, и после оптимизации первые результаты появятся через неделю-две. У статей и продуктовых страниц с низкой конкуренцией – быстрее. TF-IDF полезный инструмент в SEO-оптимизации, пользуйтесь им и создавайте релевантный контент, повышающий шансы страниц на первые позиции в поисковых системах.