Ребрендинг часто путают с редизайном или ренеймингом, но это лишь составные части ребрендинга. Он предполагает не только внешние, но и внутренние изменения компании и проводится редко – например, если компания существенно изменила свой продукт или запланировала выход на новый рынок.
Недавно ребрендинг провели ребята из Silver Mercury: в сжатые сроки компания прошла путь от премии до целостной экосистемы креативных коммуникаций. Вместе с представителями компании Топвизор-Журнал рассказал, зачем нужен ребрендинг, что он в себя включает и как его организовать.
Зачем нужен ребрендинг
Компании приходят к ребрендингу разными путями, но он всегда сводится к глубинным изменениям бренда. Ребрендинг делают, чтобы:
-
повысить актуальность;
-
расширить или изменить целевую аудиторию – например, если со временем изменился ее портрет или привычки;
-
повысить узнаваемость бренда;
-
улучшить репутацию;
-
представить новые продукты или серьезно обновить их;
-
масштабировать бизнес и выйти на новые рынки;
-
изменить визуальный стиль, если он устарел;
-
соблюсти закон: например, в 2013 году у собственника магазина «Пятерочка» в Волгограде закончился договор франшизы с X5 Retail Group, и он провел ребрендинг – так появилась «Покупочка»;
-
соответствовать рыночным трендам.
Что меняют в процессе ребрендинга
Ребрендинг – трудозатратный и дорогой процесс, поэтому его используют редко и только по веским причинам. Не стоит путать ребрендинг и редизайн: например, если цель – связать поколения в новом логотипе. Так, в 2023 году в Pepsi изменили дизайн и создали новый логотип с отсылкой к варианту 1970-х. Тодд Каплан, директор по маркетингу, заявил, что новый визуал подчеркивает лучшее из богатого наследия бренда и делает скачок вперед, создавая актуальный образ.
Иногда визуальные изменения называют частичным ребрендингом, к которому относится изменение нескольких составляющих бренда. К частичному ребрендингу относят ренейминг или изменения визуального образа – например, как у «ВкусВилла» в 2021 году. В компании заявили, что, по результатам опроса, визуальный стиль не передавал месседж бренда, поэтому команда решила обновить фирменный стиль и логотип.
А вот комплексный ребрендинг может включать в себя изменение названия, логотипа, слогана, фирменного стиля, УТП, позиционирования, корпоративной этики, tone of voice и других составляющих бренда.
Использование слешей в дизайне
Сегодня практически у каждой компании есть сайт, поэтому внешние изменения – редизайн или ребрендинг – обязательно отражаются на нем. Чем больше изменений влечет за собой ребрендинг, тем существеннее перерабатывают и сайт: меняют его структуру, логику и работу.
Дизайн старой версии сайта
Дизайн новой версии сайта
Распространенные ошибки
Не все решения приводят компании к успеху, а поскольку ребрендинг – сложный и масштабный процесс, то и ошибки могут быть серьезными. В погоне за изменениями компании могут:
-
решать несуществующую проблему: например, команда может ошибочно связать низкие показатели с устаревшим брендом;
-
непоследовательно и некомплексно подходить к ребрендингу: изменения обычно касаются всех продуктов, всей компании, поэтому поспешно принятые решения могут усугубить ситуацию;
-
отказаться от хорошего названия: если сотрудники неправильно проанализируют рынок и целевую аудиторию, есть риск отказаться от хорошего названия, которое было на слуху.
Как подготовиться к ребрендингу
Перед серьезными изменениями компании проводят анализ текущей ситуации, бренда и ситуации на рынке. Важно понять, что нужно изменить, чтобы попасть в тренды, расширить аудиторию и, возможно, выйти на новые рынки.
-
Аудит ситуации
Аудит текущей ситуации включает в себя поиск причин, которые подталкивают компанию к изменениям. Компания может проводить внутренние и внешние исследования, изучать клиентский опыт и потребности потенциальных покупателей, анализировать бизнес-показатели.
- Анализ бренда
В течение многих лет развития компания может постепенно изменять свое позиционирование, приобретать новые смыслы и ценности, поэтому важно проанализировать точку А: какие ценности транслирует компания, какой у бренда характер, какие уникальные преимущества у него есть и как к нему относится аудитория.
- Исследование рынка
Компания анализирует конкурентов и старается найти незакрытые потребности потребителей. На этом этапе обсуждаются и корректируются предложения, которые адаптируют под особенности рынка и ниши.
Этапы ребрендинга
После исследований начинается разработка и внедрение ребрендинга.
-
Разработка тактики
Компания определяет нынешнее и желаемое положение бренда и прокладывает путь от одного к другому: какие изменения нужны, чтобы добиться желаемых результатов. Компания ставит цель и определяется с метриками, которые будут ключевыми для отслеживания эффективности процесса.
- Ребрендинг
Процесс предполагает определение новых целей, миссии, ценностей компании, формирование позиционирования и создание новой коммуникации с пользователями.
- Внедрение изменений и мониторинг показателей
Новый бренд презентуют аудитории: рассказывают в соцсетях, рассылают пресс-релизы в СМИ, выпускают обновленную упаковку. Ребрендинг важно поддержать разными кампаниями и объяснить, почему были сделаны изменения и что случилось с продуктом.
Оценивать качество изменений нужно не по моментальной реакции СМИ или пользователей: многие люди не принимают новое как явление. Например, ребрендинг МТС в 2006 году вызвал массу обсуждений и критики, но спустя время узнаваемость рекламы выросла до 91%, а продажи – на 35%.
- как называют бренд;
-
как изменились узнаваемость и восприятие бренда по результатам опросов внутри индустрии;
-
как вырос интерес к новым продуктам в рамках экосистемы: SM Regions, SM Young, SM HR-Agency, SM Conference.
По итогу можно сказать: трансформация удалась. Точнее, она в процессе: о ребрендинге мы заявили в апреле 2025 года и людям нужно время, чтобы привыкнуть к обновленным нам. Но мы уже видим, что название SM стало устойчиво использоваться, визуальные элементы – легко считываются, а миссия «Мы помогаем талантам зарабатывать» стала референтной точкой всей коммуникации. Мы увидели рост вовлеченности в соцсетях, увеличение количества партнерств и рост числа заявок на участие в премии.
Главный вывод: ребрендинг – это не только про визуальное обновление, но и про то, кем вы стали и куда хотите двигаться дальше. И если вы нашли этот голос, аудитория это почувствует. Сегодня у SM развитая организационная структура, сильная команда и четкие цели. Мы хотим стать для индустрии домом, голосом или ориентиром, а не еще одной премией.