Ожидания клиента и оптимизатора друг от друга формируются исходя из разных, на первый взгляд, предпосылок, в конечном счете сводящихся к известным базовым потребностям, требующим удовлетворения.
Кроме сказанного, любимый клиент, с которым работаешь 3 года, может вдруг изменить «корпоративную политику в отношении стратегии развития бизнеса в интернет» или еще каким-то скучным, подобным образом мотивировать своё письмо о расторжении сотрудничества, несмотря на то, что все очевидные признаки показывают: для разрыва отношений повода нет.
А у не менее любимого оптимизатора давно знакомый аккаунт-менеджер вдруг собирается в декрет и новый человек ну совершенно никак не может адекватно соответствовать вашим требованиям. Знакомые вещи? Уверен, да.
Собственно, на крепость утреннего кофе друг друга мы повлиять можем мало, поэтому буду “о земном». Все сказанное ниже, имеет ироничный оттенок, а все совпадения с реальными персонажами случайны и являются плодом вашего воображения.
Для начала: по степени «образованности» в нашем деле:
2. Выпендривающийся – очень хочет показать, что состоятелен и крут, несмотря на то, что в этом году центральный офис урезал рекламный бюджет на 80%. Часто представляет собой крупную транснациональную компанию и с трудом реагирует на тот факт, что за его бренд ни один приличный поставщик не готов скинуть цену в три раза.
ОПТИМИЗАТОР. РАЗНООБРАЗИЕ ВИДОВ.
Так как Ingate уже достаточно давно существует на нашем рынке, чтобы почувствовать за собой право сравнивать исторические данные, я взял на себя ответственность разделить всех своих коллег на несколько ярко выраженных, по моему мнению, групп.
4. Экономный - этот, сука, богатый. Синица в руках – вечный путь дискаунтера, пока масштабы деятельности не начинают создавать отличные возможности для развития бизнеса. Капиталист старательно паразитирует на низкочастотниках, и обычно не дает клиенту возможности представить себе, что можно получить еще от поискового продвижения, но зато дает возможность успешно тратить весьма скромные бюджеты на свои запросы, получая за это, в общем случае, скромный же результат.
5. Магнат – этот, сука, мишень для серийного нанимателя (см volozh.moikrug.ru). Насколько сильно в него целятся, зависит от объема продаж контекстной рекламы. Уже скорее менеджер, чем оптимизатор, ведет за собой 18 часть от желто-красной армии и успешно ворочает миллионами ссылок, в тени организовывая массовое продвижение массовых сервисов поисковых систем, рассказывая о них сотням клиентов.
1. Приколист – ну эта!, типа прикольно сайты-то поднимать… и «карма» имеется, и за «ник» не стыдно ... Если сайты не поднимаются, уровень интереса к «нашему делу» падает, вместе с надеждой на будущий успех.
2. Желающий показать себя – сообразил, как можно наконец-то извлекать из собственного увлечения доход, изучил жаргонизмы, засел за книжки типа «Богатый папа, бедный папа» бессмертного Кийосаки. Тернистым путем, стремясь любой ценой выполнить заказ и удержать клиента, он медленно осознает свою новую профессию.
4. Штурмующий Олимп – участник марафона наполеоновской олимпиады, грезит о софитах, красных ковровых дорожках и всеобщей любви. Часто, из-за отсутствия зеркала заднего вида, дыхание догоняющих кажется особенно ужасным…
ЧТО БЫВАЕТ, КОГДА ОНИ ВСТРЕЧАЮТСЯ. ГОРОСКОП.
ОПАСНЫЕ СВЯЗИ. КЛИЕНТСКИЙ ВЗГЛЯД
«Слышавший».
«Слышавший» и «Зеленый». Вас ждет увлекательное приключение в мире поисковой оптимизации. Оба с интересом будут изучать эту тему, с переменным успехом, прямо зависящим от мотивации обеих сторон.
Опыт работы с Мнящим не будет приятным, исключая случай, когда «мнящий» талантлив настолько, чтобы безболезненно выскакивать из всех ям, куда загоняет его тщеславие.
Хорошим будет опыт сотрудничества с «пережившим успех» и экономным капиталистом. В большинстве случаев магнат будет неоправданно дорог для получения хорошего представления о поисковом маркетинге, сотрудничество может быть перспективно только в случае необходимости резко увеличить свое присутствие в интернете и полного доверия поставщику.
«Разбирающийся»
Ни в коем случае не связывайтесь с «мнящим», опыт сотрудничества будет подобен семейной ссоре супругов, проживших вместе пятнадцать лет - уступок не дождетесь.
Также сомнительным будет опыт работы с «зеленым», так как вам придется его обучать всем премудростям поисковой оптимизации и «пережившим успех», по причине сомнительно «правильного» договора, в рамках которого у вас нет никаких шансов предъявить ему хоть что-то в случае провала.
Тем не менее, экономный и магнат могут оказаться для вас выгодными партнерами, так как, скорее всего, позволят вам задерживать платежи на месяц другой, кредитуя своей работой. А могут и не оказаться, если им покажется, что вам нечем платить.
«Верящий»
Скорее всего, неудачным будет опыт работы с «мнящим». Вы будете брать на веру его слова, а ему будет казаться, что он всегда глаголет истину… На третий месяц сотрудничества может получиться, что, либо вы станете «пробовавшим» либо он – «пережившим успех».
Еще хуже ситуация может сложиться с «зеленым». Ваша вера уже была посажена кем-то настолько опытным, чтобы сформировать у вас какие-то предварительные ожидания. А удовлетворяет ожидания тот, кто еще не научился даже формировать вашу веру… Взрывоопасная смесь, ведущая либо к разочарованию, либо к мудрости.
А вот встреча с экономным и магнатом, наверняка будет успешной. Ваша вера удержит вас от вмешательства в их работу, что обычно как нельзя лучше сказывается на эффективности.
«Пробовавший»
Бегите от «зеленого» и «мнящего», так как именно они разрушили вашу веру в доброту людей, не надо наступать еще раз на те же грабли.
Опыт работы с «пережившим успех» будет подобен железному занавесу. Вы не даете полномочий, он не берет на себя риск. Излишняя осторожность в итоге негативно сказывается на сроках достижения результата.
Ваш лучший друг – богатый друг. Он даст вам финансовые гарантии, хорошего аккаунта и высокую цену за свою доброту. «Капиталист и Магнат» в их числе.
«Бывалый»
Ну че мне тебе рассказывать, ты и сам все знаешь. Ты ведь уже определился, с кем будешь работать, не так ли? А если работал со всеми, но так и не получил желанного эффекта, создавай свою службу и присоединяйся к нам.
«Зеленый» для тебя – потенциальный сотрудник. «Мнящий» получает от тебя по шее на первой же презентации. У «пережившего» ты заказываешь скрупулезные аудиты, для проверки работы «капиталиста» и «магната», а с последними ты пространно рассуждаешь о все возрастающей стоимости перехода и принципах работы google analitics …
СТРАСТИ ПО КЛИЕНТУ. ВЗГЛЯД ОПТИМИЗАТОРА
«Зеленый»
Твой любимый клиент – «слышавший». Он еще не знает, как снять с тебя три шкуры, и ты можешь смело рассчитывать, что какое-то время твои ошибки будут прощаться.
Еще есть шанс сработаться с «верящим», но я прошу, не подрывай его доверия, мы потратили много времени, чтобы завоевать его.
Ни «мнящий», ни «пробовавший» ни «бывалый», скорее всего, не станут с тобой работать, но попробовать все же стоит. Всякое бывает.
«Мнящий»
Следи за собой, будь осторожен. Не вляпайся в «пластиковые окна», «недвижимость» или «кондиционеры» - и завтра твое самомнение подкрепится реальным успехом.
Есть некоторый шанс сработаться с «верящим» и «пробовавшим», но меньше всего рисков в работе с клиентом начального уровня…
Проявите уважение и не портите малину «бывалому» и своим коллегам.
«Переживший успех»
Лучше всего избегать «слышавших» и «разбирающихся», первых из-за того, что им долго все объяснять, вторых – по причине излишней придирчивости к условиям работы.
Ваш лучший клиент – «верящий». Он смело подпишет договор кровью и не будет задавать лишних вопросов на предмет: «а где мои ссылки?».
Вполне вероятен успех и с опытными клиентами, если вы поступитесь немного своими принципами и проявите гибкость и понимание.
«Экономный»
Любой клиент, соответствующий по ценности, – ваш, если убедите, что запрос Vaio SZ5VRN, лучше, чем «ноутбуки» …
Всех остальных клиентов оставьте на милость своих коллег.
«Магнат»
Вам проще всего работать с неопытными клиентами, и, скорее всего, для вас они будут наиболее прибыльными. Меньше транзакций – меньше нагрузки на менеджеров, проще условия работы.
Но именно на вас, в первую очередь, падает ответственность за имидж нашей отрасли в глазах клиентов. Мораль: лучше не гадить.
НАПОСЛЕДОК.
Все, что вы прочитали, не имеет под собой научной значимости, но написано, чтобы послужить вам неким внутренним маяком, при общении друг с другом. Ведь каждый из нас задает себе вопрос, кто сейчас передо мной? Что ему хочется? Могу ли я на него положиться, и в рамках какой суммы? Хорошо, если мы задаем себе эти вопросы ДО подписания договора.
Без сомнения, у нас у всех бывают ошибки и промахи. И я заранее извиняюсь перед теми, у кого нет.
Оптимизаторы ошибаются при выставлении цены клиенту, не успевая за конкуренцией. Клиенты выбирают поставщиков, которые не имеют ни человеческих, ни финансовых ресурсов, чтобы обеспечить выполнение взятых на себя обязательств.
Но возможно, посмотрев друг другу в глаза в следующий раз, мы сможем вернее принять решение, а стоит ли нам работать, ответив себе на вопрос, а кто я для этого парня? И кто он для меня? Зеленый? Верящий или Магнат? .