Расходы на онлайн-рекламу в 2012 г. достигли отметки в 56,3 млрд рублей, пишет Коммерсантъ со ссылкой на АКАР. Рост рынка за год составил 34,7%:
Что касается итогов IV квартала 2012 г., расходы на медийку, по данным АКАР, либо вообще не выросли, оставшись на уровне показателей за аналогичный период 2011 г., либо выросли на 8,6%. В цифрах затраты на медийную рекламу в октябре – декабре 2012 г. составили 6,3 млрд рублей.
О том, чем вызвана и насколько опасна ситуация с замедлением роста рынка медийной рекламы в России, рассказал Карен Казарян, ведущий аналитик РАЭК:
Интернет-рекламу нельзя рассматривать в отрыве от других рекламных рынков. В этом году происходили значительные изменения, в том числе связанные с законодательством (возрастная маркировка, запрет рекламы алкоголя). Во втором полугодии упали цены на ТВ-рекламу, что привело к перераспределению бюджетов. Изменения происходили и у одного из лидеров рынка – Mail.ru – в том числе уменьшилось количество инвентаря. Наконец, начал происходить сдвиг рынка из-за изменения модели покупки рекламы (RTB, GRP). Вполне вероятно, что в этом году рекламодатели адаптируются к новым моделям и рост продолжится. Кроме того, ожидается приход новых стандартов «viewability», которые также могут изменить модели оплаты. Наш прогноз по всему рынку интернет-рекламы: +25 – 30%.
В то время как Ассоциация коммуникационных агентств России подвела итоги по рынку интернет-рекламы РФ, eMarketer обобщил данные по Рунету в целом. Согласно заключению западного аналитического агентства, российская онлайн-экономика имеет свои нюансы, создающие определённые сложности для иностранных брендов:
1) Россия обладает крупнейшим онлайн-населением среди европейских стран – по оценкам eMarketer, 73,8 млн пользователей в 2013 г. Однако по показателю проникновения РФ по-прежнему отстаёт от стран Западной Европы.
Правда, несмотря на то, что уровень проникновения интернета в России ниже европейских стандартов, он остаётся самым высоким среди стран БРИК.
2) Использование интернета в РФ заметно выше среди городского населения и младших демографических групп.
3G мобильные сети в России расширили свой охват за последние несколько лет, что привело к росту мобильного интернета. Произошло это в результате улучшения качества обслуживания и снижения цен. По оценкам eMarketer, в 2013 г. в нашей стране будет 43,9 млн мобильных юзеров, к 2016-ому – 74,3 млн. Уровень проникновения юзеров в мобильный интернет в России также выше, чем в других странах БРИК.
3) Активные пользователи Рунета используют его в основном для поиска информации или коммуникации. Онлайн-коммерция в нашей стране пока не пользуется популярностью. По данным Левада-Центр, доля пользователей, выходящих в интернет с целью покупки товара или заказа услуги, в октябре 2012 г. составила 26%.
4) Доминирование русскоязычных сайтов. Топ-3 списка самых посещаемых онлайн-ресурсов Рунета состоит исключительно из доморощенных сайтов. Согласно ноябрьским данным Gemius, первую строчку занимает лидер поиска Яндекс (50,9 млн уников в день), вторую – чемпион в сфере email-услуг Mail.ru (50,9 млн), третью – самая густонаселённая социальная сеть ВКонтакте (42,2 млн). Первые по популярности в мире Google (39,3) и Facebook (21,6) входят в 10-ку самых востребованных онлайн-ресурсов Рунета, но занимают в нём не самые выигрышные позиции: 4-ю и 8-ю соответственно.
О том, насколько справедливы доводы eMarketer, мы также поинтересовались у Карена Казаряна. Как выяснилось, Российская ассоциация электронных коммуникаций сама участвовала в составлении отчёта eMarketer и никаких нареканий к нему не имеет.