Исходный код Яндекса попытались продать за $25 тысяч

Бывший сотрудник Яндекса Дмитрий Коробов приговорен к двум годам условно за попытку продажи исходного кода поисковика за $25 тыс. и 250 тыс. рублей.

По данным следствия, осужденный скопировал с сервера программное обеспечение «Аркадия», которое содержало код и алгоритмы, после чего попытался найти покупателей, которых мог бы заинтересовать товар.

Секретную информацию Коробов предлагал компании «Предприятие НИКС», а также пытался продать в даркнете и на специализированных форумах, где привлек внимание силовых структур.

Похищенную интеллектуальную собственность Дмитрий Коробов оценил в $25 тыс. и 250 тыс. руб. Реальная же стоимость похищенных материалов составляет несколько миллиардов рублей. Мужчина был задержан при попытке осуществления сделки.

Утрата исходного кода могла бы стать причиной многолетних судебных разбирательств и падением капитализации Яндекса.

Кирилл Керценбаум, руководитель отдела по сопровождению корпоративных продаж «Лаборатории Касперского»:

Обеспечение мер по защите и ограничению распространения любого вида интеллектуальной собственности, в особенности исходного кода программного обеспечения, является для компаний, производящих в своей работе большие объемы данного вида конфиденциальной информации, наиболее значимой задачей с точки зрения процессов информационной безопасности. В части сохранности исходного кода, проблема дополняется тем фактом, что исходный код является интеллектуальной собственностью, охраняется авторским правом и его хищение и распространение ни что иное как преступление, однако при условии распространения его частей или определенных функциональных блоков, доказать источник его происхождения и авторские права подчас совсем не тривиальное дело. В индустрии ИТ довольно много примеров, когда производители программного обеспечения обвиняли друг друга в использовании чужого исходного кода и технологических наработок, один из самых известных случаев – иск Symantec к компаниям Acronis и Veeam в заимствованиях исходного кода продуктов и нарушении некоторых патентов Symantec. И как показывает в том числе и данный пример, подобные разбирательства могут длиться годами и порой не приводить ни к чему в части защиты интересов истца.
Правды ради, стоит отметить, что если сотрудник украл какую-либо интеллектуальную собственность и попытается ее предложить конкуренту, то скорее всего он не найдет понимания у потенциального приобретателя. Яркий тому пример отказ PepsiCo купить у сотрудницы Coca Cola образец нового напитка Coca-Cola. Сотрудники PepsiCo рассказали об этой попытке Coca Cola, а те уже сдали свою сотрудницу ФБР. Последняя получила реальный тюремный срок.
Очевидно, что кража исходного кода может вызвать определенные трудности у пострадавшей стороны, но код это всего лишь реализация какой-то технологии, которая может быть защищена с помощью патентного права, а патенты и так находятся в открытом доступе. Если компания грамотно работает со своей интеллектуальной собственностью, то эта самая собственность защищена всеми возможными способами, которые позволяет законодательство.
Поэтому самый лучший и надежный способ защиты исходного кода – это обеспечение мер по его защите внутри организации (ограничение и контроль доступа, запрет средств копирования, ограничение прав пользователя ПК, постоянный мониторинг действий) и получение патентов на значимые технологические наработки.

Источник: Известия

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)