Очень часто, работая над системой аналитики, специалисты настраивают какие-то очень сложные вещи, но забывают о базовых элементах.
Можно выделить три первостепенных блока аналитики:
1. Общие показатели интернет-продаж
2. Каналы привлечения клиентов
3. Эффективность сайта
К общим показателям интернет-продаж можно отнести, например, количество заказов, доход и прибыль, средний чек, посещения и уникальные посетители, конверсия сайта, конверсия заказов в продажи, затраты на рекламу и стоимость привлечения клиентов, CPO, ROMI, количество клиентов, LTV, Churn Rate и т. д.
По словам Юрия, для эффективной работы необходимо несколько инструментов: контекстная реклама, поисковые системы, сайт, колл-центр и CRM, а также система учета. Затем все эти данные собираются и переносятся в хранилище. На этапе сбора данных важно избежать ошибок, которые могут возникнуть в любой момент.
Следующий этап после сбора данных — агрегация, хранение и визуализация данных. В качестве хранилища данных могут выступать собственные сервера и хранилища (MySQL, MS Access), Google BigQuerry, Amazon Web Services (AWS), Microsoft BI Services. Для визуализации можно использовать Google Sheets, Excel, Tableau, Chart.io, Looker.
Итак, обычно выстраивание системы аналитики проходит в несколько этапов:
Хотя первый этап кажется очень простым, необходимо помнить, что неверная установка может привести к ряду ошибок:
Каждая из этих ошибок отслеживания может в итоге привести к получению неверной статистики.
На этапе настройки счетчиков важно обратить внимание на следующие моменты:
Проверку правильности сбора данных необходимо проводить после каждого релиза. В ходе проверки нужно убедиться, что:
Ошибки в установке и настройке систему аналитики могут привести к неправильной оценке эффективности каналов, CPO и ROI и даже блокировать некоторые функции сайта.
Еще один важный момент при настройке системы аналитики — идентификация человека во всех точках входа на сайт и привязка всех его идентификаторов к основному.
Наиболее распространенные способы привязки:
Чтобы проиллюстрировать важность этого пункта, Юрий привел следующий пример. В компании N до склеивания пользователей считались, что стоимость привлечения покупателей равно 400 руб. Но после склеивания пользователей по UserID число уникальных контактов уменьшилось на 25%, что увеличило реальную стоимость привлечения клиентов до 535 рублей. Из чего следует, что первоначальная оценка ситуации была слишком оптимистичной и давала неверную картинку ситуации.
Также в системе анализа данных важно обратить внимание на уникальные и первые контакты, период принятия решения, время от рекламного события до фактического поступления денег и модели атрибуции.