Google и Ipsos провели исследование потребительских привычек россиян за апрель 2020 года. Коронавирус и карантин привели к пересмотру покупок товаров определенных категорий.
Помимо очевидных выводов о том, что россияне стали чаще использовать средства защиты (78% опрошенных) и чаще пользоваться услугами онлайн-кинотеатров (41%, из которых 16% воспользовались впервые), исследователи отмечают:
Рассмотрим детальнее результаты опроса по разным категориям потребительских товаров.
В условиях самоизоляции онлайн-кинотеатры и музыкальные подписки стали еще популярнее – это отметили 24% респондентов. Интересно, что число россиян, которые впервые воспользовались этими сервисами растет каждую неделю (14% на первой неделе апреля, 16% на третьей).
Меняется и потребительское поведение в категории «Компьютерные, консольные и мобильные игры». Значительнее всего сократили покупки пользователи мобильных игр – 24% респондентов на первой неделе апреля, 26% – на третьей. Четверть покупателей компьютерных и консольных игр отметили, что в апреле стали покупать меньше.
Увеличилось и продолжает расти количество зарегистрированных на платных онлайн-курсах. Так, 17% опрошенных впервые попробовали подобный формат, а 29% стали еще больше пользоваться данными сервисами. Среди тех, кто получает сейчас онлайн-образование, основная мотивация – это необходимость для работы или увеличения заработка.
Существенная доля россиян пересмотрела планы по приобретению техники:
Определенная часть потребителей все же не смогла полностью отказаться от приобретения умного гаджета. В результате 21% купили более дешевые версии, чем планировали год назад, и лишь 9% выбрали более дорогостоящий бренд.
Аналогичная ситуация наблюдается в категориях «Планшеты» и «Ноутбуки, компьютеры и аксессуары»: около 19% респондентов отменили покупку планшетов, а 24% – ноутбуков и компьютеров. При этом, в случае с планшетами, 33% отложили приобретение товара на длительный срок, а 21% – на короткий. В случае с компьютерами отложить покупку на долгий период решили 18%, а 34% – на срок до трех месяцев.
За прошедшие три месяца около трети опрошенных были вынуждены отказаться от покупок в этой категории, и почти половина респондентов перенесли покупки на менее или более длительный срок. Среди тех, кто приобрел мелкую бытовую технику 20% в итоге купили более дешевый товар, чем планировали до начала эпидемии. При этом с начала апреля почти в два раза выросло число тех, кто приобрел более дорогие товары, чем планировали (с 5,3% до 10,2%).
Среди покупателей крупной бытовой техники 16% приобрели более дорогой товар, чем планировали год назад, а 26% – более дешевый.
Россияне стали откладывать покупки и в этой категории. Так, 37% опрошенных решили совершить покупку чуть позже (менее, чем через три месяца), 21% отложили ее на более длительный срок, а 26% и вовсе отказались от нее, при этом процент тех, кто вынужден отказаться от покупки одежды вырос с начала апреля с 20% до 26% . Также в апреле растет количество тех, кто останавливает свой выбор на более бюджетных брендах – таких на прошлой неделе оказалось 20%.
Если сравнить категории товаров, то больше всего впрок россияне стали покупать товары личной гигиены, противовирусные препараты и корма для животных. На кондитерских изделиях, алкоголе и безалкогольных напитках стали экономить чаще как с точки зрения сокращения объема, так и переключаясь на более дешевые марки. Самая высокая лояльность брендам наблюдается в категориях «Молоко и кисломолочная продукция» и «Корма для животных», где 86% и 83% респондентов заявили, что продолжают покупать те же марки, что покупали ранее.
Существенно увеличилось количество доставок продуктов питания и готовой еды на дом – 38% и 34% респондентов стали делать это чаще, а 21% и 11% воспользовались впервые.
Как на первой, так и на второй и третьей неделях апреля россияне значительно увеличили покупки противовирусных препаратов (29% стали покупать в большем объеме, на третьей неделе 22%), но 13% перешли на более дешевые марки. В меньшей степени ситуация повлияла на покупки обезболивающих, которые покупают в тех же местах (79%) и тех же марок (82%).
Исследование проводится в форме онлайн-опроса. В течение следующих недель планируется проведение новых волн исследования.