28 ноября в Москве, в центре Digital October, прошел второй день конференции ibc Russia 2014, посвященной интернет-маркетингу и веб-разработке.
В рамках работы с семантикой перед специалистами стоят три задачи:
Но здесь важно ответить на такой вопрос: есть ли смысл в базе запросов без привязки к регионам?
Впрочем, ответ на него неоднозначен: спрос по запросам сильно плавает. Если в ecommerce ситуация более-менее ровная, то в информационных проектах популярность запроса может очень сильно зависеть от региона. А уж если говорить о международных проектах, то без привязки к регионам не обойтись. Необходима иерархия, отражающая, какую частоту имеют запросы в каждом регионе.
Для получения адекватных результатов нужно иметь следующую информацию о регионе:
Для каждого региона необходимо собрать следующую информацию о запросах:
Закономерный вопрос – где взять эти данные? Источниками могут служить статистика запросов ПС, поисковые подсказки, результаты поиска, счетчики посещаемости на сайтах, а также данные из популярных плагинов для браузеров.
Следующий пункт – составление семантического ядра. Он состоит из 3 этапов:
В зависимости от типа вашего сайта будет меняться и размер его семантического ядра. Так, для крупных ecommerce-проектов с широким спектром товаров в СЯ может входить 1 млн товаров. Крупному порталу или большому ecommerce-сайту может понадобиться 50–500 тысяч запросов. В семядро многопрофильного бизнеса может входить 10–50 тысяч запросов, сайта в конкурентной нишей – 1–10 тысяч запросов. В нише с низкой конкуренцией семантическое ядро может состоять всего из 100–1000 запросов.
Последний этап – группировка семантического ядра.
Существует два подхода к кластеризации – ручной и автоматический.
Первый основан на работе с логической структурой сайта и морфологией. Автоматическая кластеризация в свою очередь состоит из двух этапов:
У каждого из подходов есть свои плюсы и минусы, и решение о том, что выбрать, принимает сам владелец ресурса.
Перед специалистами Russian Promo была поставлена цель вывести компанию на федеральный уровень. При этом продвижение необходимо было осуществлять по трем направлениям: Москва, регионы, Тюмень. На момент начала работ состояние проекта было таким:
Исходя из состояния ресурса, были поставлены следующие задачи по каждому региону:
Москва: вывод в топ максимально конверсионных НЧ и СЧ запросов.
Регионы: вывод в топ расширенного семантического ядра конверсионных запросов.
Тюмень: увеличение видимости конверсионных ВЧ запросов.
В соответствии с поставленными задачами тактика поискового продвижения для региона Москва состояла из трех элементов:
Для регионов Екатеринбург, Казань, Саратов, Красноярск, Иркутск, Самара:
Для региона Тюмень:
При продвижения проекта было обнаружено несколько сложностей.
Сложность 1. Единая база объектов по всем регионам. Это привело к тому, что при поиске по параметрам выдавались карточки объектов всех регионов, удовлетворяющих введенным параметрам.
Для решения этой проблемы при запросе в базу данных был добавлен параметр города.
Сложность 2. Контент на страницах жилых комплексов подгружался при помощи скрипта, и поисковые системы не индексировали его.
Для решения этой проблемы была создана версия страниц на HTML, на страницу с динамическим контентом вела ссылка «Подробнее», был прописан атрибут rel=”canonical”.
После первых пяти месяцев работы над проектом были получены следующие результаты:
Регион Москва
Регионы (данные по Екатеринбургу)
Тюмень
На сегодняшний день в московском регионе у проекта стабильные позиции по НЧ и СЧ запросам, а также по ряду ВЧ запросов. В регионах 26 сайтов, средний процент успешности проектов старше трех месяцев – 73% (Яндекс) и 86% (Google). В Тюмени, где сайт изначально был авторитетным и обладал относительно высокой успешностью в Яндексе и Google, ресурс приобрел еще и трастовость, а процент успешности в обеих поисковых системах стал стабильно высоким.
По мнению докладчика, организовывать SEO-направление внутри компании необходимо при сочетании масштаба, ресурсов и горизонта. Если три эти условия соблюдены и принято решение о создании SEO-отдела, то стоит задуматься о том, кого набирать в команду – специалистов или стажеров. Конечно, стражеры обходятся достаточно дорого, и на их обучение требуется время, но в результате компания получит компетентных и лояльных сотрудников.
Исходя из своего опыта, Михаил дал несколько рекомендаций по работе со стажерами:
Определившись с командой, можно переходить к определению задач, зон, метрик и KPI. В «Викимарте» эту проблему решили так:
В вертикалях: ассортимент, модерация категорий, конверсия, сезонность и т.д.
В горизонталях: масштабная оптимизация и технические измерения.
KPI будет служить оборот (GMV), порожденный органическим трафиком, а мотивацией оптимизаторов – фикс + премия от достижения плана по GMV.
В принципе, в SEO существует много разных метрик определения эффективности, и у каждой из них свои особенности:
В конце доклада Михаил обозначил основные тренды в технологиях и подходах в инхаус-SEO:
1. Основной фокус на внутреннюю оптимизацию.
2. Плотное взаимодействие SEO с другими подразделениями.
3. Развитие сервисов.