Игорь Ашманов, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры», на страницах «
- вмешательство государства в Интернет при помощи законов (летом приняли законы о защите детей, реестре плохих сайтов);
- отечественные социальные медиа укрепили свои позиции. ЖЖ почти умер, Facebook так и не удалось догнать ВКонтакте, который продолжает уверенно развиваться. Стали оживать и Одноклассники, увеличивая аудиторию. Укрепили свое лидерство как самые популярные порталы Рунета Яндекс и Mail.ru;
- Интернет-пузырь сдувается. Провалились так долго ожидаемые IPO крупных интернет-компаний (Facebook, Групон), начался закат купонных и им подобных сервисов. Интернет-бизнес становится более прагматичным;
- главные поисковые системы запустили персонализацию поиска. Усилилась персонализация и в ведущих социальных сетях. Например, Facebook подбирает для пользователей «Самое интересное» и показывает им в ленте;
- Рунет захлестнула эпидемия «клипового мышления», пользователи разучились смотреть длинные ролики, читать длинные тексты. Своеобразным трендом года стала «короткая память» - сообщения в социальных сетях быстро тонут в потоке других сообщений. Никто не помнит того, что обсуждали месяц назад;
- СМИ снимают с себя ответственность за публикуемый контент, беря информационные поводы из Сети;
- появление огромного числа текстовых роботов, захламление инфопространства спамом, перепостами, лайками и т.д.
Тенденции будущего Игорь Ашманов обрисовал так:
- усиление влияния государства на Интернет;
- политизация Рунета, увеличение частоты новых тем, обсуждения и полное забывание;
- слияние Интернета и телевидения;
- увеличение количества выхода в Интернет с мобильных устройств. Появление новых сервисов, живущих в мобильном устройстве и «не имеющих Интернета в своей основе».