17–18 ноября в Москве, в ЦВК «Экспоцентр», состоялось одно и крупнейших событий в области веб-аналитики – конференция iMetrics 2016.
Первый день конференции открыла секция, посвященная обзору рынка digital в России и за рубежом.
Инесса Ишунькина, директор по интернет-исследованиям, TNS Russia, представила доклад «Обзор аудитории Рунета - основные изменения и точки роста».
Свое выступление Инесса начала с сопоставления мобильного рынка и десктопов: по данным TNS Russia, mobile only интернет за год вырос на 29%, в то время как десктопы потеряли 18% аудитории. В результате на одного интернет-пользователя сегодня приходится 2–3 типа устройств. При этом среднестатистический пользователь проводит в мобильном интеренете 103 минуты в сутки, а в большом вебе – 126 минут.
Что касается общей аудитории Рунета, то в апреле 2016 года интернетом пользовались 70% населения, или 86 млн человек в возрасте от 12 лет. В городах с населением от 100 000 человек интернетом пользуются 75% жителей, или 48 млн человек в возрасте от 12 лет.
При этом наибольшим потенциалом для роста аудитории обладают города с населением менее 100 000 человек. Здесь наибольшая доля пользователей, не охваченных интернетом.
Если говорить об устройствах, то быстрее всего растет аудитория смартфонов – +20% за год. Хуже всего дела обстоят у планшетов – минус 1%.
Возрастной срез аудитории показывает, что прирост идет за счет пользователей старше 25 людей и в первую очередь на мобильных устройствах.
Выбирая между приложением и веб-страницей, 78% пользователей отдадут предпочтение вебу. Этот показатель незначительно разнится в зависимости от возрастной группы, но тенденция в пользу мобильных сайтов очевидна.
Большую часть времени пользователи как мобильных устройств, так и десктопов тратят в соцсетях, следом идут браузеры.
Станислав Кондратьев, EMEA Internet and Telecoms research analyst, Goldman Sachs, посвятил свое выступление трендам ecommerce в России и мире.
По данным Golden Sachs, в 2016 году объем глобального рынка ecommerce вырос на 22% и составил 1,6 трл $. При этом примерно половину рынка занимает Китай, а на долю России приходится лишь 1%.
Доля онлайн-коммерции на глобальном рынке продаж составляет всего 9%. Но уровень проникновения колеблется от 1% в странах Ближнего Востока и Северной Африки до 16% в Южной Кореи.
В целом, по прогнозам аналитиков, в ближайшие пять лет проникновение ecommerce на глобальном уровне будет увеличиваться на 1% в год. Основным драйвером этого процесса станут страны со слаборазвитой онлайн-торговлей. А сам рынок ecommerce к 2020 году вырастет на 16%.
Проникновение ecommerce в России составляет всего 4%, а на мировом рынке на долю России приходится всего 9%. И это при самом высоком уровне проникновения интернета в мире.
Ожидается, что в будущем российский рынок ecommerce вырастет на 15–19%, и к 2020 году его объем составит 1,7 трлн рублей. Самыми растущими сегментами при этом будут трансграничная торговля, автозапчасти и товары для дома и сада.
По словам докладчика, на данный момент развитию электронной торговли в России мешают слабая логистика, некоторые потребительские предпочтения (например, оплата наличными), сложные таможенные правила и снижение венчурных вложений в онлайн-торговлю в последние несколько лет.
Среди основных трендов ecommerce Станислав назвал следующие:
1. Вытеснение офлайн-ретейлеров с рынка за счет онлайн-коммерции.
2. Развитие среди онлайн-ретейлеров собственных систем логистики и доставки.
3. Снижение общего уровня венчурного капитала в индустрии.
4. Мобильная коммерция.
5. Big Data и веб-аналитика.