Цифровая экономика в России способна обеспечить рост ВВП до 34% к 2025 году и составит 8,9 трлн рублей. К такому заключению пришли аналитики Глобального института McKinsey (MGI), проводившие исследование «Цифровая Россия: новая реальность».
По оценке McKinsey, задача России – утроить цифровую экономику.
По количеству пользователей интернета она занимает первое место в Европе и шестое – в мире. Количество пользователей порталов государственных и муниципальных услуг за один 2016 год увеличилось в два раза и достигло 40 млн человек. Это примерно 50% активных пользователей интернета в России.
Потенциальный экономический эффект от цифровизации экономики России увеличит ВВП страны к 2025 году на 4,1–8,9 трлн руб. (в ценах 2015 года), что составит от 19 до 34% общего ожидаемого роста ВВП.
Такие смелые экономические прогнозы связаны не только с эффектом от автоматизации существующих процессов, но и с внедрением принципиально новых, прорывных бизнес-моделей и технологий. Среди них:
По оценке McKinsey, только интернет вещей до 2025 года будет ежегодно приносить мировой экономике от 4 до 11 трлн $ США.
Согласно индексу цифровизации, Россия входит в группу «активных последователей» за счет инвестиций в расширение инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и внедрения технологий в госструктурах. Несмотря на это, страна все равно отстает от лидеров в этой области — Сингапура, США, Израиля, а также Западной Европы (Великобритания, Германия, Испания, Италия и др.).
Для сравнения, объем инвестиций частных компаний в цифровизацию в России составляет всего 2,2% ВВП, тогда как в США — 5%, странах Западной Европы — 3,9%, Бразилии — 3,6%. Объем экспорта цифровых технологий страны также в четыре раза меньше импорта.
К 2036 году 50% рабочих операций в мире могут быть автоматизированы, и по масштабам этот процесс будет сопоставим с промышленной революцией XVIII–XIX веков.
Это приведет к значительному высвобождению персонала, сокращению количества рабочих мест, требующих средней квалификации, и увеличению разницы в уровнях оплаты труда.
Положительное влияние. По прогнозам ООН и Федеральной службы государственной статистики, в России численность трудоспособного населения в ближайшие два десятилетия будет снижаться. Автоматизация поможет смягчить отрицательные последствия этого явления.
В таких условиях «цифровые» кадры – это стратегический актив. Его нехватка неизбежно ведет к замедлению темпов роста как цифровой экономики, так и экономики страны в целом, — говорит партнер McKinsey Елена Кузнецова.
Цифровые платформы создают новые возможности трудоустройства. Они помогают развивать дополнительные навыки и повышать квалификацию, в особенности людям, которые раньше не имели таких возможностей в силу социальных или географических ограничений. Появляются новые, связанные с цифровизацией профессии и высокооплачиваемые рабочие места.