Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Россия +7 (909) 261-97-71
13 Декабря 2012 в 11:20

Калининград – новая поисковая платформа Яндекса

Россия +7 (909) 261-97-71
0 11856
Подпишитесь на нас в Telegram

12.12.12. Пока режиссеры-фантасты пророчили Апокалипсис на эту дату, для отдельно взятой отрасли поискового продвижения катастрофа в определенной степени случилась. В этот день Яндекс объявил о появлении нового алгоритма «Калининград».

Пресс-конференция, посвященная запуску поисковой платформы, началась с доклада Григория Бакунова, директора по распространению технологий. Он немного рассказал о том, как развивались поисковые технологии.

Поначалу поисковые системы были устроены очень просто. Появление новых документов, новых пользователей показало, что нужна релевантность (насколько документ соответствует ключевому слову). Для всех пользователей эта релевантность была примерно одинакова.

Интернет развивался, усложнялись поисковые системы, усложнялась оценка релевантности документов. Все поисковые системы уперлись в некоторый потолок, понимая, что чего-то не хватает. Релевантность, равная для всех пользователей, исчерпала себя. Стало понятно, что нужно каким-то образом сегментировать пользователей. Поисковые системы, в том числе и Яндекс, стали делить пользователей по регионам. Сейчас Яндекс выделяет более 1200 регионов, для каждого из них своя формула релевантности.

Где-то год назад мы поняли, что разделение на регионы – это слишком примитивно. В конечном итоге, все же понимают, что в Москве есть люди, которые под словом «пицца» ищут не как её заказать, а её рецепты. Так мы поняли, что поисковая формула по факту должна быть для каждого своя. Именно в этом заключается нововведение в поисковой платформе «Калининград». В ней формула релевантности и релевантность для каждого пользователя своя, - заключил Григорий.

Продолжил рассказ про «Калининград» Денис Рогачевский, менеджер поисковых проектов.

Когда мы делали персонализацию, мы смотрели на то, что ищут люди. 30% всех поисков – это не поиск новой информации. Это поиск того, что уже видели люди, к чему они привыкли. Поэтому персонализация – это быстрый доступ к любимым сайтам, - отметил Денис.

У любимых сайтов есть одно интересное свойство. Когда человек их видит в выдаче, он по ним обязательно кликает. Теперь поисковая система Яндекс показывает пользователям их любимые сайты чаще и выше в выдаче.

Многие вещи можно сделать, не зная, что спрашивал человек когда-то давно. Нам достаточно знать то, что он спросил только что. Потому что многие цепочки запросов и ответов должны выйти на вас. Теперь мы предлагаем вам эти цепочки, - сказал Денис.

Самое главное – это интересы пользователей. Они определяют не только запросы, но и то, о чем человек думает, когда запрос задает; то, о чем он думает, когда выбирает, на что ему кликнуть.

За год в Яндексе опробовали 10 разных формул, которые выделяют интересы, провели эксперименты более чем на 50 млн. пользователей. Вот что получилось.

Неперсонализированные поисковые подсказки покажут вам самые популярные запросы. Персонализированные – покажут то, что нужно вам.

Специалисты Яндекса выделили группы людей, которые ищут похожую информацию. Получилось 400 тыс. разных тем запросов. Теперь это используется в поисковых подсказках. У запросов есть одно свойство – это их тема. В результате есть персональное ранжирование. К каждому запросу есть еще порядка 10 разных результатов поиска. Каждый из этих результатов по-своему уникальный. Яндекс сделал индивидуальные результаты поиска, отказавшись от идеи сегментирования. Поисковик не делит пользователей и результаты поиска на группы. Теперь есть бесконечная персональная поисковая формула для каждого пользователя.

На практике это означает, что мы считаем индивидуальную релевантность для всех результатов поиска для человека. Согласно этой индивидуальной релевантности мы предоставляем результаты, - сказал Денис.

Далее Денис привел пример. Есть запрос «аватарки», пользователи видят одинаковую выдачу и кликают по одним и тем же результатам. Но есть те люди, которые почему-то кликают только на 4-й результат, причем сразу переходят на него. Почему это происходит? Нельзя понять без анализа предыдущих запросов. Человек, который активно интересуется ВКонтакте, всегда кликает на этот результат. Поэтому очень важно показать то, что пользователю нужно, а именно аватарки для этой соцсети, на первом месте. Это существенно экономит его время.

Теперь мы понимаем не просто много разных тем запросов, мы понимаем, кому эти результаты показать. Если вы активный пользователь и у вас включен персонализированный поиск, у вас меняется 75% запросов. Теперь для вас персональная релевантность, - отметил Денис.

Кликабельность первого результата, если он будет персонализирован, на 37% выше, чем просто кликабельность первого результата в поисковой системе.

Персональный поиск можно отключить. Но он дает 14% экономии времени. Для среднего пользователя, который задает в среднем чуть более 50 запросов в неделю, важно это время.

«Калининград» – это быстрый доступ к любимым сайтам, это поисковые подсказки, которые адаптируются под вас и это индивидуальные результаты поиска.

Вопросы из зала:

- есть ли разница в выдаче для залогиненного и незалогиненного пользователя?

Ответ Яндекса: Если вы залогинены, то вы можете посмотреть историю своего поиска, которую использует Яндекс, благодаря сервису «Мои находки». Если вы сравните выдачу залогиненного и незалогиненного пользователя, то визуально никакой разницы не увидите. Единственное, для залогиненных пользователей мы чуть смелее ранжируем поисковые подсказки на основе истории поиска. В выдаче Яндекс учитывает данные залогиненных и незалогиненных пользователей, но на практике разницы нет.

- Если я регулярно ищу «доставка пиццы», но однажды решил посмотреть рецепты. Получается, что предыдущие запросы как бы программируют Яндекс всегда показывать мне «доставка пиццы».

Ответ Яндекса: мы понимаем, что можем забить все результаты поиска, основываясь на предыдущих запросах пользователя. Но так делать нельзя. Потому что у вас может быть интерес информационный, интерес спонтанный. Забивая выдачу результатами, основанными на прошлых запросах, спонтанный интерес мы убьем. Поэтому мы не оставляем вам один только ваш интерес, мы просто стараемся показать вам его наиболее ярко, выше в выдаче. Но другие интересы мы, безусловно, оставляем.

- эта формула только для русских пользователей?

Ответ Яндекса: Платформа работает везде, где работает Яндекс: в России, Белоруссии, Украине и т.д. В Турции мы сейчас экспериментируем.

- а что касается смартфонов?

Ответ Яндекса: платформа работает и в мобильной версии, но менее явно. Пользователи смартфонов ведут себя несколько иначе. Поэтому персонализация мобильных еще впереди.

- в случае, если два человека пользуются одним и тем же компьютером, одним и тем же браузером, вы не можете уже их распознать…

Ответ Яндекса: Можем! Если два человека пользуются одним и тем же компьютером, это нам не мешает. Потому что два человека задают разные запросы и спрашивают по-разному. То есть, если один человек интересуется рецептами, а другой интересуется компьютерами, то, скорее всего, человек, интересовавшийся компьютерами, будет вводить запросы, связанные с компьютерами, и его история запросов будет говорить об этом. А человек, интересующийся рецептами, будет продолжать интересоваться рецептами, и это тоже будет влиять. Персонализация хорошо работает на гарантированных запросах. Ничего страшного, если у вас будет несколько разных профилей. На каждого пользователя у нас есть уникальный набор данных, так как мы понимаем, что за одним профилем может скрываться несколько человек. Персонализация этому не мешает.

- тогда как вы их различаете?

Ответ Яндекса: нам даже не надо этого делать. Есть жена и муж. Она интересуется рецептами, он - кино. По запросам про рецепты, ее любимый сайт показывается чаще и выше. Запросы мужа про кино при этом никак не влияют на персонализацию. Персонализация умеет понимать, что за компьютером есть разные люди, и умеет учитывать интересы разных людей.

- а в случае одного запроса... Когда разные люди задают один и тот же запрос, но им нужны разные результаты?

Ответ: Яндекс может определять запросы, которые пользователям характерны. Три четверти - им характерны, остальная часть запросов – которыми пользователи никогда не интересовались. В таких случаях, скорее всего, результат для вас не сработает. Персонализация работает на запросах, которые вам характерны.

0 комментариев
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.

Отправьте отзыв!