Премьер-министр Михаил Мишустин поручил организовать на базе маркетплейсов верифицированные цепочки поставок с применением технологий отслеживания происхождения товаров. Мера направлена на подтверждение подлинности продукции и защиту покупателей от контрафакта.
Для реализации инициативы Минпромторг, Минэкономразвития, МИД, Минфин, Минтранс, Минцифры, ФТС, АНО «Цифровая экономика» и АО «Российский экспортный центр» должны подготовить дорожную карту. В нее войдут мероприятия по защите от продажи нелегальной продукции, развитию экспорта российских товаров и упрощению таможенных процедур при импорте. О результатах ведомства должны доложить в правительство до 31 марта 2026 года.
Кроме того, Минфин, Минэкономразвития, Минтранс, Минцифры и ФТС до этой же даты подготовят предложения по запуску пилотного проекта. Он предполагает использование цифровых платформ для передачи в таможенные органы документации на товары, необходимой импортерам. В правительстве рассчитывают, что это упростит для бизнеса таможенное оформление и позволит аккумулировать процессы на базе маркетплейсов.
По словам директора по аналитике АНО «Цифровая экономика» Карена Казаряна, поручения были инициированы самими маркетплейсами. Представитель Wildberries сообщил, что компания поддерживает инициативу и участвует в ее разработке, отмечая высокий спрос на товары российских производителей в странах присутствия платформы.
Эксперты указывают, что новая мера может повысить прозрачность трансграничного товарооборота и сократить объемы нелегального импорта.
По данным государственной системы цифровой маркировки, за первые девять месяцев 2025 года на маркетплейсах было зафиксировано более 50 млн нарушений, что на 30% меньше, чем годом ранее.
По оценкам Минпромторга, в 2023 году оборот контрафактной продукции в России достигал 2–2,5 трлн руб., значительная часть которого сместилась в онлайн-среду. В отдельных категориях товаров на маркетплейсах доля нелегальной продукции могла достигать 30–50%. При этом Роспотребнадзор фиксировал, что каждая вторая жалоба потребителей в 2023 году была связана с покупками на маркетплейсах.
Участники рынка отмечают, что платформы уже усиливают контроль за продавцами, используя алгоритмы машинного обучения, контрольные закупки и верификацию селлеров. В то же время новая инициатива должна создать более прозрачную «цифровую историю» товара и дополнить требования закона «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики», который вступит в силу в октябре 2026 года и уже обязывает площадки проверять товары через систему «Честный знак».
Источник: Ведомости