Минцифры представило правила расчета сборов 3% с доходов от интернет-рекламы. Соответствующий проект постановления был опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Согласно документу, отчисления должен уплачивать тот, кто заключил договор с рекламодателем.
Если договор с рекламодателем заключил рекламный агент, сборы с дохода должен выплачивать он. Отчисления должны быть уплачены не позднее 5-го числа третьего месяца после окончания квартала, в котором получен доход. В случае неуплаты в течение 10 дней после получения уведомления, недостающая сумма будет взыскиваться в судебном порядке.
Контролирующим ведомством назначается Роскомнадзор. Поправки вступают в силу с 1 апреля 2025 года.
С 1 апреля этого года у компаний, участвующих в распространении интернет-рекламы на российского потребителя, появится обязанность отчислять в бюджет 3% своих доходов от такой деятельности.
По сути, такие отчисления имеют признаки налогового платежа (здесь есть объект обложения, база, ставка, период), поэтому, на мой взгляд, этой инициативой в России введен дополнительный налог на доходы компаний, работающих в сфере интернет-рекламы.
Это не новая практика, с 2007 года похожий «неналоговый платеж» обязаны отчислять в бюджет операторы связи по Федеральному закону от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи». Предложенная в проекте постановления Правительства механика, на наш взгляд, является оптимальной, так как не предполагает двойного обложения сбором одного рекламного бюджета. В любом случае рынку потребуется время на адаптацию к новым условиям.
Я бы рекомендовала всем участникам рекламных правоотношений в интернете, в первую очередь, озаботиться тем, чтобы привести свои схемы работы и договоры в соответствие с теми «фактами хозяйственной жизни», которые у вас в действительности происходят. Например, если вы получаете бОльшую часть средств за создание креативов, а не за само размещение рекламы в интернете, то стоит отразить это в своей договорной схеме и передавать в ЕРИР только те суммы, которые касаются размещения рекламы в интернете (как это и требуется по закону).
После приведения договоров в порядок можно также проверить, насколько корректна информация, которая поступает по вашей рекламе в ЕРИР. Обнаружив проблемы, постарайтесь в первую очередь устранить те, что повторяются системно и влекут большие риски.
Правильная договорная обвязка и корректная отчетность в ЕРИР – это залог того, насколько верным будет расчет сбора в отношении вас, потому что Роскомнадзор будет ориентироваться в своих расчетах именно на данные из ЕРИР, а корректно составленные документы смогут помочь вам обосновать позицию и при необходимости оспорить расчеты Роскомнадзора.
Опубликованный проект постановления о правилах исчисления 3%-го сбора с доходов от интернет-рекламы разрешает часть неопределенностей, беспокоивших рынок, но поднимает и новые вопросы. Позитивным моментом является четкое указание плательщика лица, заключившего договор с рекламодателем, и установление конкретных сроков уплаты. Однако документ оставляет без внимания базовые вопросы исчисления сбора: входит ли НДС в базу отчисления, как распределяется ответственность в длинных цепочках маркировки, и какие меры предусмотрены для участников рынка, не получивших до сих пор доступ к ЕРИР (ведь это не обязательно).
Возможность взыскания недоимки через суд при отсутствии четких критериев расчета базы создает риски для участников рынка, особенно в ситуациях, когда рекламные бюджеты проходят через нескольких посредников. Рынку потребуются дополнительные разъяснения со стороны регулятора до вступления правил в силу в апреле 2025 года. Мы в click.ru будем их добиваться для себя и наших пользователей.
Напомним, Президент РФ Владимир Путин подписал закон об отчислении 3% с доходов от интернет-рекламы в декабре 2024 года. Обязательные отчисления не коснутся той рекламы, которая размещается на сайтах, теле- или радиоканалов и информационных агентств.
Источник: Коммерсант