Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Россия +7 (495) 139-20-33
24 Октября 2006 в 12:00

Обзор конференции «Право и Интернет»: правовой аспект

Россия +7 (495) 139-20-33
0 3858
Подпишитесь на нас в Telegram


«Конференция послужит более глубокому пониманию всего комплекса проблем, и будет способствовать их успешному решению». Напутствием Евгения Примакова открылась международная конференция "Право и Интернет". Лично президент Торгово-промышленной палаты РФ на конференции так и не появился. Это уже восьмая подобная конференция. Организаторы ЮНЕСКО (межрегиональная общественная организация в поддержку Программы "Информация для всех") и Государственный университет - Высшая школа экономики . В стенах последнего собралось около 100 участников конференции. Более половины оказались докладчиками.

Кроме общих вопросов – доступ к информации, роль государства в информационном обществе, – на отдельных секциях участники рассмотрели вопросы по защите интеллектуальной собственности в Интернете, электронному документообороту, электронному же правосудию. Почетным гостем пленарного заседания (и всей конференции в этом году) был исполнительный директор проекта «Информационное общество» Школы права Йельского университета Эддан Кац.

Массовый интерес к Интернету объективно требует правового регулирования данной отрасли. Регулирование, по-мнению участников, либо недостаточное, либо несвоевременно, либо не корректно, поэтому особое внимания было уделено публично-правовым и частноправовым отношениям. Участники конференции уже в который раз констатировали: непроработанность этой сферы права колоссальна. Неопределенными остаются базовые элементы правового регулирования Сети: под юрисдикцию какой ныне существующей отрасли права подпадет Интернет; каким набором прав и обязанностей обладает пользователь Интернет; отличается его статус в ситуации, когда он представляет, распространяет или потребляет информацию в Интернете?

«Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», ― гласит п.4 статьи 29 Конституции РФ. В отношении Интернет прочно закрепилось его толкование как вседозволенность. Елена Волчинская, с позиции ведущего советника Комитета по безопасности Государственной Думы РФ, считает такое толкование неверным. А причины по ее мнению, кроются в недоработках российских законодателей. До сих пор на государственном уровне нет четкого определения таких понятий как конфиденциальность и конфиденциальная информация, информации ограниченного доступа, не разработана классификация информации.

Где искать решение? Участники конференции предлагают следующие пути взаимодействия реального и информационного мира: правовые - создание рамочного акта, содержащего основные юридические определения и принципы использования норм права; технические - разработка и внедрение общедоступных государственных систем поиска с индексацией информации; организационные - свободный доступ в сегменты Сети с условием соблюдения законов.

  

После перерыва участники и гости разошлись по интересующим их секциям. Одна из которых ― «Доступ к правовой и иной государственной информации» ― привлекла докладчиков из Белоруссии, Таджикистана, Азербайджана, Украины, Из заявленных докладчиков присутствовали все, кроме представителя Латвийской Республики, который был случайно замечен на другой секции.
Развитие интернет-индустрии в странах ближнего зарубежья во многом протекает на основе российского опыта. Так, в союзной Белоруссии, руководствуясь примером Смоленской области, начали появляться публичные центры правовой информации. Как сообщила Марина Сатолина, заместитель директора Института государства и права НАН, на данный момент их уже около двухсот.

Большинство докладов объединяла идея создания электронного правительства. Понятие «электронное государство» или «электронное правительство» наиболее соответствует английскому понятию e-government. В упрощенном виде «электронное правительство» можно свести к созданию определенной коммуникативной инфраструктуры, позволяющей государственным органам и гражданам взаимодействовать с использованием новых информационных технологий. По мнению докладчиков, с его помощью можно достигнуть таких целей, как: лучшее предоставление правительственных услуг гражданам, увеличение доступа граждан к информации и более эффективное управление правительством.

«Три шага» по созданию электронного правительства (практические рекомендации), предложенные Мухаммади Ибодуллоева (Общественный Фонд Гражданской Инициативы Политики Интернет в Таджикистане) вызвали наибольший интерес. На первом этапе потребительские предпочтения полностью определяются провайдером, второй представлен взаимодействием обеих сторон, и как следствие третий этап – транзакция (перерождение взаимодействия) сторон. О развитии Интернет в Таджикистане г-н Ибодуллоев рассказал, что оно проходит под пристальным внимание правительства и соответствующих органов власти и сконцентрировано, главным образом, на создании национального контента.

Участники конференции сходятся в одном – сейчас в России и в мире наблюдается становление новой отрасли права - права телекоммуникаций. Именно этой отраслью права в последствии и будет регулироваться Интернет. Законодательной базой для формирования телекоммуникационного права станут нормативно-правовые акты в сфере информатизации:
ФЗ “О средствах массовой информации",
ФЗ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных",
ФЗ "Об авторском праве и смежных правах",
ФЗ "О связи",
ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации",
ФЗ “Об участии в международном информационном обмене",
а также ряд указов Президента. Кроме этого, существует ряд международных соглашений, подписанных Россией, регламентирующих смежные с сетью Интернет правоотношения (в первую очередь, правоотношения, связанные с использованием объектов интеллектуальной собственности).

Однако не иначе как «перетягиванием канатов между лебедем, раком и щукой» назвал Алексей Демидов, председатель Правления МОО ВПП ЮНЕСКО, ситуацию с развитием государственными структурами информационного общества России. И пояснил причины отсутствия какого-либо регулирования Интернета (не только правового) в непонимании значимости Интернета. «Сегодня ни государственные, ни муниципальные органы власти не очень заинтересованы в информационной открытости и толерантности по отношению к рядовому россиянину, который платит налоги со своих невеликих доходов. А рядовой россиянин пока не очень понимает, а что ему даст то самое непонятное "электронное государство" и информационное общество. И уж совсем непонятно для чего ему нужно то самое общество знаний, информационная и правовая культура».

  

Несмотря на острую актуальность данной темы, в залах оставалось много свободных мест, как в рядах выступающих, так и среди слушателей. Конференцию «Право и Интернет» можно назвать элитарным собранием редких специалистов в обеих областях – IT-технологий и права. Заслуга организаторов, что смогли собрать такое большое количество специалистов. Но ввиду малого числа слушателей конференция превратилась в обмен знанием между посвященными. Поэтому, наверное, и не получилось «живого» обсуждения, зачитывание докладов затянулось до шести часов вечера.

Обзор подготовила Анна Макарова

0 комментариев
Подписаться 
Подписаться на дискуссию:
E-mail:
ОК
Вы подписаны на комментарии
Ошибка. Пожалуйста, попробуйте ещё раз.

Отправьте отзыв!