26 ноября в Москве, в event-холле Digital October, прошел первый день конференции Optimization 2015 (IBC Russia), посвященной поисковому маркетингу и продвижению бизнеса в интернете. По традиции одна из секций мероприятия была посвящена поисковым машинам.
Екатерина Гладких, аналитик поиска Яндекса, представила доклад «Практика детерминированного хаоса», в котором раскрыла подробности механизма, перевернувшего выдачу Яндекса этим летом. Речь идет о рандомизации выдачи.
Перемешивание выдачи осуществлялось с целью повысить удовлетворенность пользователей результатами поиска и не преследовало цели создать какие-либо ограничения, отметила Екатерина. Этот механизм был реализован с помощью специального фактора, получившего название exploration feature.
При проектировании этой фичи учитывалось несколько обязательных требований:
1. Она работает только с Rel+ результатами, то есть с теми, которые дают пользователю релевантный ответ на его запрос.
2. При уменьшении вероятности того, что результат является Rel+, уменьшается и амплитуда перемещения сайта. То есть чем ближе ваш результат к характеристикам Useful или Rel-, тем меньше будет перемещение сайта в выдаче.
3. Цель фичи – максимизировать изменяемость выдачи при сохранении pfound (вероятности найти релевантный ответ в выдаче).
4. Фича должна регулярно обновляться, чтобы дать новым сайтам шанс проявить себя.
Расчеты велись по следующей формуле:
– где К – коэффициент амплитуды рандомизации,
Rand (Host) принадлежит [-1;1] – похостовое отклонение,
P(Rel+) – вероятность того, что документ является Rel+.
При этом значение фичи добавляется к релевантности Матрикснета.
Как всегда перед внедрением нововведения Яндекс провел A/B-тестирование нового механизма. Одна группа пользователей продолжила работать с обычной выдачей, в то время как другой досталась тестовая версия. Результаты тестирования показали, что пользователи не заметили внедрения exploration feature. Но это были лишь 2% коммерческого потока в московском регионе. Следующий релиз охватил уже 50% выдачи. При этом поток делился по тематикам, чтобы команда проекта могла проверять долгосрочные тренды.
В начале осени фича была отключена, чтобы эксперты могли оценить результат.
По словами Екатерины, не стоит воспринимать этот эксперимент как отрицательное явление. У него есть свои плюсы:
Отвечая на вопросы аудитории, Екатерина обратила внимание на тот факт, что не стоит создавать новые сайты, надеясь, что exploration feature выведет их в топ на общей волне. Лучше приложить усилия для развития старого сайта, так как фича в любом случае будет ориентироваться на самые релевантные результаты. И конечно, взбудоражила слушателей новость о том, что с сегодняшнего дня запущена новая итерация exploration feature. Так что ждем перемен.
В отличие от Яндекса доклад Google не был столь научным и был направлен, скорее, на освещение важных новинок уходящего года. Специалисты качества поиска Google Мария Моева и Андрей Липатцев в своем докладе «Поисковая оптимизация в эпоху многоплатформенности» сделали акцент на нововведениях Google в области мобильного поиска. И это не случайно, ведь в 2015 году доля мобильных запросов в поисковике превысила 50% (в том числе и в России). Так что у компании не было другого выхода, кроме как создавать новые и адаптировать старые технологии под mobile.
Итак, эксперты перечислили следующие знаковые нововведения и инструменты:
Но, пожалуй, лучше всего новую стратегию Google характеризует фраза, которую эксперты повторили несколько раз в течение дня:
Нет сайтов для мобильных. Есть сайты и старые сайты для десктопов.