Силами журнала "Деловой Квартал" составлен
Самое большое количество веб-студий насчитывается в Екатеринбурге, порядка 75, однако в рейтинге участвовала только часть из них, потому что большинство все-таки не очень крупные фирмы.
Всего для рейтинга журналом было опрошено 65-70 веб-студий из названных семи городов.
Компаниям отправлялись анкеты, в которых запрашивались различные показатели их деятельности: оборот, количество сотрудников и т.д. Компании, которым отправлялись анкеты, отбирались на основании оценок крупнейших игроков рынка. Затем эти топ-листы по городам собрали в единый топ и отсекли компании с оборотом от веб-разработки и сопутствующих услуг менее 1 млн.
Рейтинг региональных веб-студий. Топ-5
В итоговом топе оказалась 51 веб-студия. Они проранжированы не по совокупному обороту, а именно по доле веб-разработки и поддержки сайтов, поскольку а этом рынке есть очень разные игроки, предоставляющие узкий или широкий спектр услуг. Поисковая оптимизация, интернет-реклама, разработка и эксплуатация собственных веб-проектов, мультимедиапрезентации, графический дизайн и полгирафия, разработка программного обеспечения и другие услуги остались за рамками итогового рейтинга, хотя данные многими компаниями были предоставлены и их можно посмотреть в отдельных топах для каждого города.
Как говорит руководитель аналитической группы журнала «Деловой Квартал» Мария Гинзбург, «есть компании, занимающиеся программным обеспечением, у которых очень большие обороты, но из них на веб-разработку приходится около 6 %, например. Нас же интересовал именно сегмент веб-строительства. Можно проранжировать те же компании по совокупному обороту - получится несколько другой рейтинг. Возможно, мы еще это сделаем. Пока первая попытка».
По мнению коммерческого директора РА i-Media Сергея Петраковского, «в целом, на уровне ранжирования регионов данные выглядят закономерными. Безусловный лидер – Екатеринбург. Несколько удивили невысокие позиции Нижнего Новгорода».Однако что касается объективности предоставленных компаниями данных, Сергей высказывает свои сомнения: «Данные по обороту не проверяются, нет никакого доказательства их достоверности. И с учетом заинтересованности компаний в высоком рейтинге весьма вероятно завышение оборота в отдельных случаях. Нам кажется, что имеет смысл организовывать более достоверные рейтинги. То есть, строить рейтинг по данным, которые должны быть подтверждены. Например, требовать предоставления формы №2 баланса с отметкой налоговой. Это бы значительно повысило достоверность данных».
В свою очередь Мария Гинзбург отвечает: «У нас есть определенные методики проверки, в анкету закладываются проверочные показатели, есть экспертные оценки. Пока мы не запрашиваем балансовые подтверждения. В условиях информационного вакуума на эту тему пока не очень большие претензии к точности. Но, думаю, в дальнейшем будем ужесточать».
Действительно, в идеале все данные должны быть проверены, но нужно учесть, что многие компании либо отказываются предоставлять данные по оборотам, либо требуют сохранять их конфиденциальность. В этом рейтинге участвовали только компании, предоставившие данные о себе на условиях открытости или конфиденциальности. Однако, по словам Марии Гинзбур, «бывает, что при помощи статистических данных, экспертных оценок и т.д мы рассчитываем обороты "отказников". Но здесь мы пока не использовали такую методику. Рынок быстрорастущий, оценить обороты пока сложно».
Интересно, что по результатам рейтинга выяснилось, что в Екатеринбурге, региональном лидере рейтинга, отмечается тенденция: многие веб-студии включают в предлагаемые услуги продвижение и интернет-рекламу и именно это направление дало в 2007 году наибольший толчок к развитию рынка.
В частности, от лидера рейтинга, компании Медиасайт в этом году выделилось в отдельную организацию ООО "Промо.Медиасайт", обороты которого в 2007 году составили 8-8,5 млн. руб., по словам директора Промо.Медиасайта Евгения Летова (отметим, что доля разработки и поддержки сайтов в обороте Медиасайта 21 млн. руб).
При этом в среднем 15% оборота крупных веб-студий Екатеринбурга приходится именно на
По словам Сергея Петраковского (РА i-Media) , эта тенденция связана с тем, что чем более зрелый рынок, тем выше потребность в комплексных услугах:
«Для большинства малых и средних компаний сайт – это, прежде всего, инструмент продаж. А для того, чтобы запустить процесс продаж в интернете, необходимо проводить полный комплекс работ – разработка сайта, наполнение, создание «продающих» текстов, поисковая оптимизация и контекстная реклама, техническая поддержка и развитие сайта. Опыт Москвы, которая пока все-таки опережает другие регионы России, говорит о том, что интерес к комплексным услугам будет только возрастать. И наибольшего успеха добьются компании, которые смогут на хорошем уровне выполнять весь комплекс услуг».