12-й РИФ (Российской Интернет Форум) запомнится всем визитом Избранного Президента, демонстрирующим желание найти общий язык с рунет-средой, которая, как принято считать, живет своей обособленной жизнью, и не слишком активно освещается традиционными СМИ.
Однако теперь все пенсионеры знают о пресловутых Одноклассниках, боюсь, что учитывая народный пиетет к каждому слову официальной власти в последние годы, рейтинги программы «Жди меня» упадут, ибо все бросятся искать своих друзей, знакомых, однополчан, потерянных родственников на онлайновых просторах.
Но не Одноклассниками едиными сыт рунет, и во время осмотра РИФ-выставки Медведев осенил своим взглядом стенды еще некоторых небезызвестных компаний.
Первым стендом на выставке оказался стенд «Битрикса» , и рукопожатие Избранного Президента настолько впечатлило Сергея Рыжикова, генерального директора компании, что на их сайте теперь висит целая фотосессия.
Алексей (Леха) Андреев, главный редактор «Вебпланеты» высказал несколько концепций о развитии Веб3.0.
1. В первой из них он сравнил интернет с рынком недвижимости, при этом получилось, что
• Веб1.0 представлял собой «базу квартир»
• Веб 2.0 – «сообщество людей, которые ищут квартиры»
• Веб .3.0 – «агентов, которые являются своего рода коммуникаторами между первыми (базами) и вторыми (людьми).
2. Согласно второй концепции, Веб3.0 будет представлять собой «живой поиск» . Т.е. на запрос будут отвечать живые люди, сообщество экспертов, лидеров в определенной области знаний.
Однако в рунете, по мнению Алексея, такая модель работать не смогла бы из-за нашего менталитета. Если Веб1.0 делали, как сказал Алексей, «изгои и мощные сумасшедшие», а Веб2.0 – другое поколение, более «наевшихся» людей, с рыночным складом ума. Основной вопрос для них – как продать проект.
Сейчас рунет переживает период клонов по западным моделям, ничего оригинального практически нет. И если делаются российскими разработчиками какие-то уникальные проекты, то для буржунета (к примеру, музыкальные магазины и музыкальные поисковики).
По мнению Алексея, надежда Веб3.0 рунета – это периферия, имеются в виду Украина, Белоруссия, Казахстан как сегменты рунета.
Также Алексей предположил, что в ближайшее время в рунет придут люди нетехнических специальностей (биологи, химики и т.п.) и будут продвигать свою область в сети.
Одной из самых популярных оказалась секция, посвященная
Здесь же более 20 стартаперов представляли свои проекты инвесторам (среди которых были Игорь Ашманов – «АиП», Андрей Рябых – «МедиаКартель», Алексей Басов -«Бегун»), на каждое выступление выделялось не более 5 минут.
Многие проекты нашему редактору Анне Макаровой показались сомнительными в плане реализации. Некоторые при этом еще и не совсем оригинальными. Например, один проект предлагал создать «древо бывших», имеется в виду мужей, жен, возлюбленных и т.п. Однако совсем недавно в рунете нашумел похожий проект www.dosvidos.ru, в котором можно было оставлять информацию о «парнях-кидалах». Инвесторы выразили мнение, что проект «древо бывших» вызовет массу жалоб людей, информация о которых может без их согласия расползтись по всему рунету.
Другой проект «Etoya» предлагал более оригинальную идею – выход на любые сайты, где требуется ввод логина и пароля, одним кликом. «Etoya» предлагает пользователю собрать все свои пароли с разных сайтов и отправить на этот необычный сервис с тем, чтобы впоследствии при входе на приведенные сайты все пароли подружались автоматически. Создатели проекта уверяют, что конфиденциальная информация к ним приходит уже в закодированном виде.
Ярослав Городецкий, вице-президент компании «CPM», говорил о предпосылках возникновения и распространения интернет-видео.
1) упрощение создания видеоприложений
2) реклама на TV дорогостоящая, альтернативой становится интернет-видео
3) развитие техники передачи видеоконтента по интернету, для чего нужна, в первую очередь, широкополоска, а затем эффективное взаимодействие провайдера и производителя видеоконтента
Кирилл Данилюк из «ABRT Venture Fund» говорил о перспективах интернет-видео для инвесторов. По его словам, рынок интернет-видео по Европе развивается наиболее активно. К 2011 году ожидается рост объема рынка до 700 млн долларов, из которых 25% будут приходиться на видеорекламу.
По тенденциям развития рынка интернет-видео докладчик выделил несколько направлений:
1) появление крупных игроков на рынке
2) социализация проектов (объединение с социальными сетями)
3) популярность нишевых проектов.
С точки зрения инвестора, в будущем будут важны
• выход на международный рынок
• дифференциатор (это отличительное свойство программы от других, ее уникальность).
Во время этого доклада из зала прозвучало существенное дополнение: современный человек проводит большую часть дня на работе, где есть доступ к интернету. На рабочее время приходятся пики активности интеллектуальной деятельности человека, и интернет перехватывает внимание пользователя именно в это время и предлагает просмотреть видеоролик и видеорекламу. Эффективность такого видео очевидно выше, чем реклама на TV, который большая часть современных людей активного образа жизни уже и не смотрит.
Выступление следующей докладчицы Марии Сирош, директора маркетингового агентства «Sarafan» , подтвердило слова слушателя из зала. Действительно, замечена тенденция: довольно многие не смотрят TV или вовсе не держат его дома. Мария рассказала о проекте телевидения с user generated-контентом, совместном с молодежным телеканалом О2 ТВ. Видео создают пользователи и управляют им не самостоятельно, а с помощью модераторов. Фактически, это видеосоциальный проект. Самые популярные ролики транслируют на О2 ТВ, например, "Новости блогосферы".
В секции, посвященной
Классический ликбез по SEO и юзабилити провел Константин Скобеев, руководитель отдела маркетинга Demis Group.
Он предлагал наращивать трастовость сайта с помощью классического обмена ссылками, релизов на релевантных сайтах, ссылок со СМИ.
Особый акцент был сделан на необходимости обтимизации сниппетов, поскольку кликабельность на сайты с «красивыми» сниппетами повышается в 4 раза.
Также было отмечено, что лучше не использовать ссылку «подробнее», а оформлять ее как название материала.
О «Типовых ошибках в поисковой оптимизации» рассказал Константин Шурыгин, заместитель коммерческого директора «АиП». Тезисно обозначим основные моменты выступления:
1) не следует ориентироваться только на Яндекс. По ряду запросов больше трафика может привести Google;
2) не стоит игнорировать низкочастотные запросы при оптимизации;
3) при переделке сайта нельзя менять URL, это приведет к потере внешних ссылок на сайт;
4) нужно заранее предусмотреть возможный резкий рост трафика, чтобы избежать непомерной нагрузки;
5) внутренние страницы следует продвигать по среднечастотным запросам;
6) на продающих страницах нельзя размещать объявления Директа или Бегуна, чтобы не рассеивать внимание пользователя перед осуществлением покупки
В своем выступлении Иван Севостьянов, генеральный директор WebProjects.ru, как признал ведущий секции Игорь Ашманов, говорил очень правильные вещи (о том, что одной оптимизации сайта мало, для его развития нужна оптимизация бизнес-процессов со стороны компании, а также были озвучены прописные истины о правиле 3-х кликов и контактной информации на самом видном месте), однако аудитория быстро устала от этого доклада и радостно встретила
Сергея Кошкина, директора СмартCEO, который рассказывал об оптимизации крупных сайтов, количество страниц на которых начинается от нескольких сотен. Сюда относятся СМИ, интернет-магазины, каталоги и т.п.
Такие сайты, как известно, продвигаются по низкочастотникам. Для них приоритетной является внутренняя оптимизация (конетнта), а не проставление внешних ссылок на сайт.
При этом Сергей выделяет несколько основных проблем с продвижением таких сайтов:
1) проблемы с индексацией:
• с одной стороны, в индекс могут попасть дублированные страницы,
• с другой – возможна неполнота индексации, когда часть страниц не попадает в индекс поисковика
2) для облегчения индексации поисковиком и для упрощения поиска пользователям, нужно вести календарь публикаций (даты)
3) серьезные проблемы возникают с RSS (контент с них могут воровать). Однако чтобы частично возместить себе ущерб от подобных действий, нужно ставить ссылки на внутренние страницы сайта, чтобы украв контент, вместе с ним копипастеры оставляли эти ссылки на ваш сайт.
Секция «Как повысить эффективность контекстной рекламы» началась с выступления Романа Ковалева, руководителя отдела контекстной рекламы компании "Ашманов и Партнеры", в ходе которого то и дело появлялось ощущение дежавю. Доклад очень напоминал представленный на последней ашмановской конференции - «Как провести успешную контекстную рекламную кампанию», с поправкой на нововведения, произошедшие на рынке с октября 2007. Были рассмотрены правила создания и настройки рекламной кампании: использование минус-слов, синонимов, нестандартных приемов и т.д. Роман в очередной раз настоятельно рекомендовал анализировать возврат инвестиций от онлайн-рекламы, путем оценки эффективности кампаний. Спросите, как? Отвечаем: спрашивайте своих клиентов «как Вы нас нашли?», разделяйте трафик с поисковиков, контекстной рекламы, баннеров, направляйте его на разные специально созданные страницы.
Тему продолжил экс-коллега, а ныне сотрудник компании Бегун, Михаил Козлов, уступив микрофон ведущего Роману. Докладчик развеял такие мифы о неэффективности контекстной рекламы как «дорого», «мало переходов», «не ковертицо!». Обычно эти проблемы возникают из-за неудачно составленных объявлений, неправильно выбранных ключевых, неточных запросов, из-за того, что не используются синонимичные запросы, т.е. все в руках самих рекламодателей. Удобный инструмент для последних представила генеральный директор IconText Мария Черницкая, ее доклад был посвящен системе, позволяющей управлять контекстными рекламными кампаниями SmartContext, разработанной в сотрудничестве с ведущими системами контекстной рекламы рунета.
Но на инструмент надейся, а сам не плошай! Это подтверждает доклад Алексея Иванова, коммерческого директора компании "Синилок", в котором дается совет оптимизировать сайт под контекстную рекламу: создавать страницы под рекламные объявления, дополнительные входные страницы. Также немаловажно и единое позиционирование на всех этапах рекламы, от объявления, до слов менеджера по продажам.
Секция закончилась вовремя, и слушатели бодрым шагом отправились на кофе-брейк, после которого всех ждал последний блок секций, одной из которых была посвящена актуальной сегодня теме блогов, сообществ, онлайн-СМИ.
За круглым столом в Библиотеке собрались специалисты, которые знают обо всем этом не понаслышке: Юрий Синодов (Роем.ру), Ольга Стерник (Стерно.ру), Сергей Колесов (агентство СОЛЬ), Алишер Хасанов (RuTube.ru). Обсуждение началось с корпоративных блогов, которые становятся площадкой для дискуссий вокруг тем, касающихся компании. По мнению Сергея, основными целями блоговедения становятся либо имиджевая составляющая, либо "чтобы был", либо как инструмент для борьбы с негативной информацией. Именно конфликтная ситуация становится проверкой состоятельности блога. Зачастую именно по причине неумения работы с негативом компании приходят к решению закрыть блог.
Обсуждение носило неоднозначный характер, некоторые участники часто демонстрировали неприятие точки зрения другого, что не всегда приветствовалось аудиторией. Алишер не раз вступал в дискуссию с Сергеем, что больше походило на личную неприязнь, а не заявления по существу. Доклад о сообществах в исполнении представителя RuTube был не менее острым и не более продолжительным, чем его замечания. По словам Алишера, сообщество это цирк, от которого не стоит ждать перфекта.
Ольга предложила порассуждать о промо-сайтах и собираемых вокруг них сообществах. Обычно промо-сайты не стоят вкладываемых усилий, на них редко кто заходит второй раз. Во многом, причина в том, что креатив и интерактив для этих ресурсов должны придумывать интернетные люди, а не менеджеры, как это часто бывает. Да и сообщество, сформированное вокруг промо-сайтов товаров массового потребления, по мнению Ольги, не приносит денег, а лишь эмоциональный флер вокруг самого продукта. В отношении высокобрендированных продуктов, ситуация может быть обратной. В идеале сообщество должно стать инструментом для управления эмоциями пользователей, продвигающих сам продукт.
Так подошел к концу двенадцатый РИФ. Определенно, знаковым событием мероприятия стал приезд Избранного Президента Дмитрия Медведева. Организационная часть в этом году была немного изменена: появились платные мастер-классы, все секции стали на 30 минут длиннее. Была собрана Итоговая Резолюция РИФ-2008, которую приняли участники Форума 4-го апреля. Текст Резолюции будет доработан и опубликован в течение 1-2 недель по окончании Форума. Также на РИФе стартовал Всероссийский Интернет-МАРАФОН`2008 По задумке Оргкомитета, планируется провести мероприятия более чем в 10 городах России.