РИФ. Новосибирск 2015: перспективы отрасли и безопасность в интернете

24 июня 2015 г. в рамках всероссийского проекта РИФ. Регион 2015 впервые прошел форум РИФ. Новосибирск.

Мероприятие проходило в три параллельных потока, на которых обсуждались такие темы, как «Рунет сегодня: события, цифры, факты, тренды»; «Экономика Рунета»; «Инфраструктура Рунета и преодоление цифрового разрыва»; «Интернет-бизнес и развитие Экосистем Рунета»; «Электронная коммерция», «Реклама», «Платные сервисы», «Веб-разработка», «Мобильные технологии», Digital Marketing, «Интернет и право»; «Инвестиции, стартапы и интернет-предпринимательство»; «Образование и кадры для IT-отрасли» и т.д. Отдельно состоялся Digital-рейд.

Согласно данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, в прошлом году оборот «чистых» интернет-рынков в России составил 1 трлн рублей, а оборот зависимых от интернета рынков — 7 трлн рублей. Они составили 10% ВВП страны и обеспечили рабочими местами 1,2 млн человек.

Состояние интернет-рынка России сегодня прокомментировал главный аналитик РАЭК Карен Казарян:

Активизации интернет-отрасли способствует виртуализация и „мобилизация“ страны. Взрослая доля посетителей Рунета составила 74 млн человек, из них 60,8 млн человек, или 52% взрослого населения России, выходят в интернет ежедневно. Темп роста аудитории мобильного интернета приблизился к 30%. 10% данной аудитории выходят на просторы всемирной сети только с мобильных устройств. Доля мобильного трафика в Рунете — 23%-24%. При этом среднесуточное время нахождения в интернете достигло 126 мин, включая 86 мин — в мобильном интернете.

В целом показатель проникновения интернета в России превысил 60%. Непосредственно в СФО он составил 62%. Также происходит выравнивание стоимости широкополосного доступа в интернет по регионам. Если раньше „ценники“ различалась в разы, то теперь разница не превышает 50%.

Интересно, что кризис по-разному повлиял на интернет-отрасль в зависимости от сегмента. Так, рынок медийной рекламы просел на 5% в 2014 году и на 30% в первом квартале 2015 года, зато рынок контекстной рекламы вырос на 27%, а видеорекламы — на 50%. Рост ecommerce составил 42%. Также кризис спровоцировал развитие межотраслевого взаимодействия. Общественный институт развития интернета, созданный при содействии рынков телекоммуникации, медиа, интернет и ПО, готовит к сентябрю 2015 года предложения по стимулированию «электронной» экономики.

По прогнозам экспертов, через 5 лет 20% населения России будут связаны со сферой IT. Тем не менее на данный момент страна находится на 40 месте в мире по развитию отрасли. Значительную роль в этом отставании играет «недоразвитость человеческого капитала». Это связано как с недостаточной подготовленностью начинающих специалистов, так и с их немотивированностью.

Важную роль в экономическом росте Рунета играют пользователи, считает Сергей Гребенников, директор РОЦИТ:

Если пользователи будут вовлечены в интернет, будут чувствовать себя в этой среде комфортно и в безопасности, то вырастет потребление электронных услуг и электронных сервисов. А это в свою очередь приведет к экономическому росту.

Директор компании ITConstruct Роман Петров рассказал о событиях в отрасли в регионах. По словам эксперта, в новосибирском бизнесе произошла своего рода революция: ретейл начал планировать маркетинг и продажи с упором на интернет. А конец 2014 года ознаменовался уходом с рынка неэффективных игроков и переориентацией бизнесменов на лидеров.

Обсуждался на форуме и актуальный вопрос безопасности детей в Сети. Результаты исследования Sputnik.ru и фонда «Общественное мнение» показали, что в 23% российских семей дети пользуются интернетом. 69% опрошенных считают, что интернет полезен для детей, а вот 49% указали, что в Сети слишком много ненужной и вредной информации.

94% российских родителей убеждены, что взаимодействие детей с интернетом следует ограничить. Сделать это можно с помощью антивирусов (63% респондентов), совместного пользования Сетью (19%), предварительной проверки безопасности сайтов (17%), очистки истории своих поисковых запросов и просмотров страниц (10%).

Рейтинг безопасности интернет-сервисов выглядит так:

  • 34% — мультфильмы,
  • 22% — сайты с музыкой,
  • 12% — соцсети,
  • по 11% — поисковые системы и почтовые сервисы.

Как отметил Карен Казарян, 65% респондентов считают наложенные государством на сбор информации о пользователях ограничения недостаточными, а 64% убеждены, что при желании злоумышленник в любом случае сможет найти их персональную информацию в интернете.

В то же время контролировать сбор и распространение персональных данных в Сети становится все сложнее. Это связано с ростом объемов данных и с тем обстоятельством, что пользователи недостаточно беспокоятся о собственной безопасности.

Специалист по информационной безопасности Совкомбанка Никита Ремезов подчеркнул риски, связанные с развитием «интернета вещей»:

Концепция „корпоративная сеть — средства безопасности — недоверенная сеть“ начинает рушиться. Через 6-8 лет кофеварка в моем кабинете будет иметь свой выход в Интернет, лампочки и кондиционеры в офисе — свой Wi-Fi, и я не буду знать, что там делается. Это станет глобальной проблемой и корпоративным кошмаром. Те, кто смогут найти решение, как обновлять „операционку“ на лампочках, как защитить вещи от уязвимости и знать, кто ими управляет, получат огромные деньги и бизнес мирового масштаба.

Генеральный директор компании SiteSecure Максим Лагутин поделился результатами исследования безопасности просканированных его компанией 300 000 сайтов Рунета. В итоге проблемы были обнаружены у 5% интернет-магазинов, 8% русскоязычных сайтов из списка Alexa и 10% у топ 10 000 сайтов LiveInternet. Примечательно, что 52% владельцев этих ресурсов не знали о наличии проблем, которые могут привести к снижению трафика, появлению посторонних баннеров, блокированию корпоративных сайтов поисковыми машинами и хостинг-провайдерами.

РИФ.Регион 2015 — это всероссийский проект, посвященный интернет-отрасли и новой цифровой экономике. Он является своеобразным продолжением РИФ+КИБ, который уже на протяжении 19 лет проходит в Подмосковье при участии тысяч участников, связанных с интернет-технологиями.


(Голосов: 5, Рейтинг: 5)