Индия стала одним из крупнейших новых рынков для экспорта IT-решений из РФ после введения санкций в 2022 году, сообщает Коммерсантъ.
По оценке Gartner, в 2022 году IT-затраты в Индии выросли на 1,9% по сравнению с 2021 годом и составили $109,6 млрд. При этом быстрее всех вырос сектор ПО (за год рост составил 12,3%, до $12,6 млрд). Из российских IT-компаний там уже присутствуют, например, «Геоскан», «Квантовые коммуникации», «Скаут», ассоциация технологических компаний ИТЭРА и др. Но с 2022 года многие компании стали выходить в Индию «в режиме инкогнито, чтобы не попасть под санкции», объясняет источник «Ъ» в отрасли.
Партнер адвокатского бюро А-ПРО Екатерина Макеева подтверждает, что Индия вызывает интерес как место дислокации или ведения бизнеса у российских мигрантов, особенно в сфере IT, и рост этого интереса хорошо заметен.
Глава юридического департамента «Юстиком» Вероника Литвиненко уточняет, что выросло число запросов на юруслуги в связи с ведением бизнеса в Индии и с местными компаниями: российские компании создают совместные предприятия с участием индийского партнера.
Рост спроса на консультации по ведению бизнеса в Индии подтверждает управляющий партнер юридической компании ЭБР Александр Журавлев:
Многие компании из РФ для продвижения и продажи своих продуктов создают совместные предприятия с разными организационными формами и долями.
При такой схеме, добавляет он, бизнес получает уже существующую сеть клиентов, схемы продвижения продукта и снятие бюрократических барьеров. Компании создают СП с местными фирмами, поскольку именно этот формат всячески поддерживается национальной программой Made in India, добавляет Валентин Макаров: «При этом цены в рамках M&A могут расти из-за риска вторичных санкций».
Но при этом индийский рынок до сих пор содержит большое количество барьеров для входа: бюрократия, высокий уровень коррупции, культурный аспект в виде кастовой системы.
Напомним, индийский рынок e-commerce – 2-й по величине в мире, и также интересен для бизнеса. В 2022 году аналитики компании Sape представили результаты исследования особенностей продвижения в Google, спроса и ранжирования сайтов категории «Электроника» в Индии.
Источник: Коммерсантъ