В начале выступления Андрей сообщил, что по оценке TNS аудитория Поиска составляет 25 миллионов человек и является единственной, где зафиксирован рост летом 2013 года. Счетчиком li.ru зафиксировано пол миллиарда переходов, но по заявлению Mail.ru показатель составляет большую цифру.
1 июля 2013 года команда Mail.ru перешла на собственный движок и теперь обрабатывает все запросы самостоятельно. Пользователи отреагировали на данное нововведение положительно, что усилило позицию поисковика в Рунете.
Далее докладчик переходит к вопросам оптимизации: главное, что стоит ли вообще оптимизировать сайт под Mail.ru? Конечно стоит, если есть желание получить доступ к новой аудитории.
Многие оптимизаторы еще не успели сориентироваться , предполагая, что для сайта достаточно работы с яндексом и google, другие еще не знают о данном нововведении. Тут возникает уникальная возможность – получить весь объем трафика, от которого отказались вышеупомянутые специалисты.
Затем докладчик переходит к теме про кабинет веб-мастера, который компания запустила в ноябре 2012 года. За время работы сервиса пользователи загрузили информацию о 2 миллиардах документов.
Андрей Калинин предоставляет аудитории новые данные о поведенческих факторах, на которых основано ранжирование.
Первым критерием оценки сайтов является Поведенческий индекс качества, или ПИК. Эта характеристика сайта, рассчитанная на основе частоты появления страниц сайта в выдаче Поиска@Mail.ru и поведенческих факторов.. Его диапазон варьируется от 0 до 80. ПИК является единым параметром оценки, по которому удобно и выгодно отслеживать улучшения сайта.
Следующими параметрами являются СПД (средняя привлекательность документа) и СУП (средняя удовлетворенность пользователей). СПД отражает соответствие сниппета ожиданиям пользователя по конкретному запросу, а СУП показывает среднюю удовлетворенность пользователя, величина которой отражает соответствие содержания документа ожиданиям пользователя по конкретному запросу. Рассчитываются они для документа и запроса, в диапазоне от 0 до 10.
Для хороших документов, на которые переходят пользователи, СУП и СПД должны составлять не менее 7. Зачастую вебмастер считает, что документ релевантен запросу, СПД в норме, а вот СУП нет. В таком случае проблема заключается в качестве дизайна и юзабилити сайта. Наглядным примером является перегрузка сайта рекламой, размещение огромного количества банеров в верхней части страницы. Для поисковика это причина понизить сайт в выдаче. Андрей рассказал, как один интернет-магазин, например, разместил карточки товаров таким образом, что пользователи не могли найти самое главное – цену. Веб-мастера, проанализировав ситуацию, исправили юзабилити, и показатели СУП начали повышаться. Еще один случай: на сайте бронирования отелей разработчики забыли про раздел с отзывами и люди перестали приходить на портал. Поставив отзывы, хозяева сайта увидели результат: пользователи начали оставаться на странице, плюс количество запросов резко увеличилось.
Другой вариант развития событий: привлекательность невелика, а удовлетворенность в норме. В данном случае надо решать проблему со сниппетом. Для этого следует изменить метатег Description.
Если оба параметра очень низкие, то значит направление работы веб-мастера категорически неправильное.
Далее Андрей рассказывает про еще одну особенность кабинета веб-мастера, помогающую улучшать сайты. Это данные об индексации, показывающие, сколько страниц робот выкачал с вашего сайта и сколько проиндексировал. Обычно эти числа равны, приемлемая разница составляет около 10%. Если количество выкачанного в 2-3 раза больше количества проиндексированного, то с сайтом проблемы, и самой главной из них является дублирование страниц.
Докладчик сообщил, что по требованию пользователей произведена выгрузка всех данных и открыт доступ к их скачиванию. В течение суток всем станет доступна информация о страницах, ссылках, запросах, поведенческая информация. Сделано это для того, чтобы помочь сайтам совершенствоваться, ведь при правильном использовании этих данных они действительно становятся лучше.
Данные конкурентов не доступны для просмотра в кабинете веб-мастера, но когда вопрос зашел о желании реализовать данную идею, большинство из сидящих в зале выразили не только свое желание увидеть показатели других компаний, но и открыть свою информацию для анализа.
Свой доклад Константин начал с представления своей компании:
- в январе компании исполняется 6 лет.
- Объем трафика составляет 4М в месяц, главным источником которого является SEO.
- Поисковый трафик 1,5М в месяц.
- Страниц в поиске: более 60 тысяч. На самом деле на сайте несколько сотен тысяч страниц, но не все они в индексе.
- Примерно 2 года назад очень увеличилась ссылочная масса естественного характера. Входящих ссылок – 400 тысяч, доменов – 9 тысяч.
- Ярко выраженная сезонность является характерной чертой.
Затем докладчик переходит к рассказу о структуре трафика из поисковиков. Он приводит следующие цифры:
- количество уникальных запросов в месяц составляет 189 000,
- число уникальных словосочетаний за год равно 905 000,
- 9000 тысяч запросов приносят более 50 визитов в год,
- 50 000 запросов приносят от 10 до 50 визитов в год,
- 860 тысяч запросов приносят от 1 до 10 визитов в год.
Запросов крайне много, работать с ними достаточно тяжело, поэтому компания практикует работу с «длинным хвостом». При продвижении очень мало запросов с высокой частотностью, поэтому основная работа идет с запросами, которые пользователи задают пару раз в год.
Затем Константин рассказывает о мониторинге позиций. При средней стоимости 35 копеек за запрос, проверка позиций раз в неделю обойдется компании в 16 миллионов рублей. Он заявляет, что смысла тратить такие нереальные суммы нет, поэтому компания Aviasales предлагает другой, более выгодный способ.
Он включает в себя кластеризацию запросов по приземляющим страницам:
- выделили несколько типов релевантных страниц (партнеры, авиакомпании, маршруты). Каждая страница оптимизирована под определенные запросы.
- кластеризация запросов по регионам подразумевает региональный линкбилдинг. Он представляет собой дружбу и партнерство с региональными СМИ и сотрудничество с региональными сайтами. Это прекрасный способ нарастить естественную ссылочную массу.
В заключение докладчик рассказывает, на что компания тратит 30 тысяч рублей. Главным образом деньги уходят на оплату работы журналистов для получения действительно интересных статей. А также на размещение контента на порталах СМИ, которые не идут на контакт.