Начал своё выступление Николай с обозначения такой особенности рынка как отсутствие крупных SEO-компаний. В России нет агентств, имеющих тысячи проектов к продвижению.
Другими проблемами SEO-рынка Рунета, по словам докладчика, являются:
Снизить затраты на SEO и сопутствующие услуги (технический аудит сайта, контекст, формирование аналитических отчётов, доработку дизайна/юзабилити, SMM, SERM), повысить качество работы, увеличить рентабельность и усовершенствовать прогнозирование, по словам Николая Хиврина, способна помочь платформа для интернет-бизнеса. Разумеется, в качестве примера такой докладчик привёл собственный MegaIndex, но поскольку сервис бесплатный, расписать его возможности не повредит.
Сегодня MegaIndex полностью перешёл на облачную модель персонала. В штате остались только менеджеры – все копирайтеры, дизайнеры-юзабилисты, верстальщики, программисты и т.д. в облаках. Сокращение расходов на персонал составило 50%. Платформа для продвижения бизнеса в настоящий момент обслуживает >150 клиентов. На одного менеджера в MegaIndex приходится от 15 до 30 проектов. Сервис переваривает 1 млн. запросов. Сейчас в MegaIndex работает >20 серверов.
Сервис позволяет отчитаться перед заказчиком за каждую минуту потраченного на работу по проекту времени:
Итак, оптимизаторам MegaIndex предоставляет следующие услуги:
1) E.MegaIndex.ru:
2) Audit.MegaIndex.ru:
3) Keywords.MegaIndex.ru:
4) Guru.MegaIndex.ru:
5) Stat.Megaindex.ru:
По заверениям Николая, с помощью этого сервиса можно проиндексировать ещё не проиндексированный сайт и определить наиболее релевантные страницы по запросу. Кроме того, посредством MegaIndex можно оптимизировать сайт до момента его запуска.
Первым делом Михаил напомнил официальное заявление Яндекса от 2010 г.:
Основной поток запросов к Яндексу – уникальные, то есть такие запросы, которые в течение дня задали только один раз».
То есть более 50% запросов в Яндекс принадлежат к категории ниже 30 по Вордстату. Найти ключевики по ним можно на вашем же сайте.
Первый вариант – это внешние собственные запросы – те, по которым ваш документ находится, к примеру, на 25 месте в выдаче. Изучив их, вы получите +2 500 дополнительных ключевиков.
Второй вариант – внутренние запросы (запросы к внутреннему поисковому движку).
Третий вариант – поисковые подсказки. Среди них встречаются настоящие шедевры, достигающие 19 слов в длину.
Четвёртый вариант – договориться с Андреем Ивановым об использовании Нейрона. Пользователи данного сервиса создают около 500 000 запросов и серпов в сутки из Яндекса и Google. Поисковики в этом случае можно использовать как кластеризатор.
1) Выбираем слова-маркеры. Например, «свадебный».
2) Ищем все запросы, по которым в SERP-ах нашёлся маркер. Выгружаем их из Нейрона:
3) Смотрим для каждого маркера упоминания в SERP и отфильтровываем мусор:
Пятый вариант – выявить наиболее часто употребимые словосочетания в отзывах по разным тематикам сайта. Извлекая пользовательские предпочтения, можно сфокусировать копирайтеров на решении задач юзеров. В частности Викимарт, используя данный метод, установил, что 2 коллокации из 3-х про газовую плиту касаются наличия/отсутствия ящика для посуды. Построить частотные словари по всем корпусам отзывов на сайте способен любой программист.
Освещая другие кейсы, Михаил Сливинский рассказал: Викимарт, имеющий 2 основные страницы входа на сайт, выяснил, что листинговый трафик можно научиться конвертировать так же хорошо, как модельный. Как минимум для этого надо настроить в листингах ранжирование по убыванию качества товаров.
Следующий момент, который Михаил Сливинский затронул в своём докладе – это различие между покупателем и потребителем. Есть товары, которые покупают не себе, а кому-то. К примеру, рубашки для мужчин часто в онлайне заказывают женщины. Для того чтобы правильно составить предложение, надо научиться распознавать пол человека по запросу:
Заботясь о показателе «Счастье пользователя» (поведенческие факторы), следует избавляться от нецелевых ключевиков и от плохих точек входа на сайт:
Те документы, которые ближе к началу кривой – затратные и малоэффективные. Закончив продвигать эти документы, Викимарт сэкономил 10% затрат и ничего не потерял в конверсиях. Вывод: плохие запросы, люди по которым не монетизируются, не нужны. Если трафик со словом «цена» не конвертируется, в то время как аудитория, приходящая по запросу со словом «купить», покупает, избавьтесь от «цены» – перераспределите SEO-усилия правильно:
Завершил своё выступление на SEO Moscow 2012 Михаил Сливинский перечислением основных черт современного SEO:
Вывод: современное SEO не начинается запросом и не заканчивается в Топ-10.
Всего один слайд в презентации Антона был посвящён теории. На нём докладчик обозначил, что самое главное в продвижении крупных проектов – это автоматизация. А также пояснил, что формула ранжирования по коммерческим запросам сильно отличается от формулы ранжирования по запросам некоммерческим. Остальная часть доклада Антона Агапова целиком и полностью была посвящена практике.
1. Очень часто клиент хочет в Топ сразу по двум запросам: например, сумки и обувь. В этом случае выручает кластеризация:
2. Разносить сайты на поддомены имеет смысл в 2-ух случаях:
Для больших порталов предпочтителен минимальный уровень вложенности:
3. Существуют разные правила формирования тегов для разных кластеров:
Title = Название товара + артикул + ключи
Title для главной = название магазина + категории
H1 = название товара + артикул
H2 = пояснение про товар
4. При наличии необходимости загнать большое количество страниц в индекс актуально следующее:
5. Говоря о ссылочном, Антон Агапов заявил, что ссылки работают эффективнее, когда сайт является брендовым. В качестве примера привёл анкор-лист Викимарта:
6. Освещая такой момент как % конверсионных запросов для коммерции, докладчик отметил, что целевых запросов среди товарных немного – всего 10%, остальные – общие. Людей интересуют подробности.
7. Цена на сайте тоже имеет значение. 20% потребителей готовы рисковать, покупая некачественный товар по максимально низкой цене. Почему-то здесь Антон Агапов привёл в пример «Евросеть» с конверсией 1%. Наверняка, упомянута она была в качестве антипода ненадёжным интернет-магазинам, торгующим китайскими телефонами. Однако впоследствии Антон выразил своё сомнение по поводу заявленного «Евросетью» 1% конверсий. «У одного крупного известного сайта, аудитория которого составляет 100 000 уников в день, конверсия 0,15% – т.е. в 7 раз ниже, чем у Евросети» – обосновал своё недоверие докладчик.
8. Говоря о юзабилити крупных порталов, докладчик отметил актуальность управляемого дизайна:
9. Рассказывая о перелинковке, Антон Агапов привёл следующий наглядный пример:
10. Далее докладчик продемонстрировал слайд, касающийся формулы коммерческого ранжирования:
11. Последний момент, на котором Антон Агапов заострил особое внимание – это качество трафика на крупных порталах, и в частности – накрутка трафика:
OZON с неактивной кнопкой «Сообщить о поступлении»:
WildBerries, скупивший весь трафик везде, где только можно:
Работа на трафик от JLady:
По традиции завершил своё выступление Антон Агапов перечислением трендов. Для продвижения крупных порталов в ближайшем будущем будут актуальны:
В качестве бонуса Антон Агапов представил аудитории SEO Moscow 2012 «Полезное видео по SEO» от Apollo 8:
Финалом конференции стал Круглый стол «Новые технологии продвижения». В рамках него на вопросы Николая Хиврина (MegaIndex) отвечали Станислав Ставский (Eruditor Group, экс-аналитик веб-поиска Яндекса), Иван Севостьянов (Веб Проекты), Михаил Сливинский (Wikimart) и Алексей Терехов (Terehoff.com).
– Каковы главные изменения на SEO-рынке?
Иван Севостьянов: SEOшник будет трансформироваться в специалиста по интернет-маркетингу.
Михаил Сливинский: Конкуренция усиливается, заставляя SEOшников развиваться интеллектуально: больше думать, меньше спамить. Меняются приоритеты. Бизнес-результат сегодня важнее всего.
Станислав Ставский: Яндекс смотрит на конверсию. Высокая конверсия позитивно сказывается на ранжировании. Помимо этого, Яндекс смотрит на навигационные запросы. Поисковик доволен тогда, когда пользователь выбирает в выдаче 1 сайт и на другие не кликает.
Алексей Терехов: Заказчик стал более компетентным. Процент обманутых клиентов уменьшается.
– Стоит ли сегодня заниматься построением нового стартапа?
Иван Севостьянов: Стоит открывать новый бизнес и предлагать клиентам решения под ключ.
Станислав Ставский: Если тематика пластиковые окна, то SEO в ближайшее время не окупится. Если проект узконишевой, то можно попробовать.
Михаил Сливинский: В онлайне сегодня не легче, чем в офлайне. Однако создавать новые стартапы надо. Просто не стоит ждать халявы.
– Выгодно ли сегодня создавать новые SEO-компании?
Иван Севостьянов: Фрилансер обладает одним важным преимуществом – гибкостью по отношению к клиенту. Если он при этом ещё и талантливый организатор, то стоит создать новую SEO-компанию.
Алексей Терехов: Мы сами недавно открыли новую SEO-компанию, и с самого начала в плюсе.
Михаил Сливинский: Совет новым SEO-компаниям: не бойтесь отказываться от неинтересных проектов. Экономика бизнеса будет здоровее.
Станислав Ставский: Любая SEO-компания начинает либо с инвестиций, либо с талантливого фрилансера. Так что это естественный процесс.
– Выгодно ли компании держать свой SEO-отдел?
Михаил Сливинский: Да мы бы с удовольствием арендовали, но услуги и инструментарий, предлагаемые на рынке, очень низкого качества. SEOшник внутри компании понимает, что у нас с маркетингом, логистикой и т.д. Такое SEO не из дешёвых, зато оно классное.
Иван Севостьянов: Надо знать, как построить этот SEO-отдел внутри компании, и иметь деньги. К примеру, нам летом пришлось провести 20 собеседований, которые показали, что уровень претендентов на должность SEO-специалиста невысок, зато высоки запросы: от 60 000 рублей. Так что мелким бизнесам лучше обращаться к SEO-компаниям, крупным, как Викимарт – стоит строить SEO-отдел внутри компании.
– Что вы скажете о такой услуге как SEO-консалтинг?
Алексей Терехов: Мы на ней зарабатываем – спрос есть. Среди клиентов сегодня распространена следующая модель поведения: заказчик сначала идёт к одному SEOшнику, потом к другому, чтобы за деньги узнать, в чём первый пытается его надуть.
Иван Севостьянов: Для клиента идеальная SEO-компания – та, которая работает за него. Очень много ошибок сегодня происходит на уровне работы самого клиента. Заказчиков SEO-услуг надо консультировать по отстройке стратегии их действий.
Станислав Ставский: За SEO-консалтингом будущее. Продвижение по позициям – в прошлом. Трафик более популярен, но также угасает.
Михаил Сливинский: К нам [Викимарту] приходят крупные компании, имеющие свой внутренний SEO-отдел, за SEO-аудитом. Эта услуга стоит дорого, но они готовы платить.
Ну что же, будем верить, что SEO-консалтинг и впрямь станет самой востребованной услугой на рынке, что клиенты будут переходить от одного подрядчика к другому и обсуждать с новым предложения старого, что в результате у SEO-компаний не останется секретов друг от друга… Ладно, там будет видно. Сегодня же мы можем посмотреть, какие прогнозы с SEO Moscow 2011 оправдались за год.
Видео и презентации по SEO Moscow 2012 на MegaIndex TV.
Фотообзор Юрия Михалыча в Facebook.
Читайте также: