В эти дни проходит первая конференция Social Experience 2008, которую организаторы обещают сделать ежегодной. Конференция посвящена социальным сетям и социально-сетевым проектам, сайтам знакомств, блогосфере и др.
Аудитория конференции представлена владельцами интернет-ресурсов, менеджерами проектов, блогерами, PR-специалистами и др. В первый день конференция собрала около 300 гостей, во второй чуть меньше 250. Возможно, это связано с уходом пересекающейся части аудитории на технологическую seonews .ru/news/.info_news/3049/">Конференцию ReMIX (присутствие Стива Балмера, генерального директора Microsoft привлекло внимание общественности).
Елена Бочарова (компания «CareerLab»), председатель оргкомитета конференции рассказала SEOnews о том, как проходит конференция, какие можно отметить недостатки организации. Поскольку мероприятие проходило впервые, на нем было много докладчиков, не знакомых ни аудитории, ни организаторам. Специалистов в тематике конференции пока не так много и были приглашены люди, заявленные темы докладов которых были интереснее, чем сами выступления.
Кроме того, было много докладчиков без опыта выступления на конференциях, которые не укладывались по времени: начало выступления могло быть затянутым, а завершение скомканным.
Считается, что в наше время «розовой романтики» стартапы становятся быстроокупаемыми. Но прагматика жизни доказывает, что созданный стартап не сразу привлекает внимание инвесторов. Далее докладчик по собственному опыту продажи стартапа Memori.ru дает рекомендации о том, как создать стартап, который привлечет инвесторов.
1. Анализ рынка, его крупных игроков, поиск идей в западном интернете и рождение своих идей. Нужно составить предварительный список направлений возможного движения. И в итоге из списка выбрать одну идею, удовлетворяющую финансовым, техническим возможностям создателей стартапа.
2. На этапе создания проекта нужно учитывать «привычки» и предпочтения потенциального покупателя (например, выбор языка программирования). Чтобы инвестор понимал, что покупает не что-то эфемерное, нужно создать юридическое лицо и предоставить ему возможность оценить идею как бизнес.
3. Запуск проекта потребует дополнительной активной пиар-поддержки. Нужно быть максимально публичными, формируя связи с прессой и блогерами.
4. Об обработке предложений инвесторов и переговорах докладчик рассказал о том, как обращаться к бизнес-ангелам, в венчурные фонды, фонды прямых инвестиций.
5. Этап самой продажи был охарактеризован так:
• решение вопроса с командой проекта (выяснить, кто из команды остается после продажи, кто уходит);
• обсуждение, подписание договора с помощью юриста.
В своем докладе Дмитрий раскрыл 3 аспекта появления «длинного хвоста» в Веб 2.0
1. Демократизация средств производства (user generated-контент).
2. Демократизация инструментов дистрибьюции (с помощью различных сервисов, видеохостингов – для видео, подобных Амазону сайтов – например, книг собственного сочинения).
3. Объединение спроса и предложения (возможность анализа интереса пользователей, например, самые часто просматриваемые фильмы).
Вторая идея доклада – бизнес-модели создания нишевых социалок. У их создателей могут быть 2 цели:
• заработать на самой социалке;
• сделать ее дополнительным бизнесом.
В отличие от нишевых, у больших социалок остался в развитии только один путь – реклама. Недостаток крупной социалки – она не сфокусирована.
А сейчас, по мнению докладчика, пришло время выбирать свою целевую аудиторию и удовлетворять ее специфические потребности.
Пусть у вас будет социалка о вышивании крестиком, пусть пользователей будет мало, но зато они все ваши, подводит итог Дмитрий.
1. Начинается бум корпоративных блогов.
2. Эпоха Веб 3.0 в ближайшее время не наступит, само это понятие пока очень размытое.
3. Приоритет смещается в сторону тематических социальных сетей.
4. Шоу-бизнес начинает активно использовать социальные сети (Звезды на «Одноклассниках», например).
5. Реклама в блогах перерастает стадию закрытых постов. Блогеры-тысячники заполняют свои ресурсы рекламой, отчего доверие пользователей к блогам вообще падает. Илья Рабченок, например, в своем блоге пишет уже не столько о SMO, сколько о рекламе в блоге.
6. В социальные сети приходит крупный бизнес, его представители видят в них возможности продвижения (с помощью рекламы, заказных постов и т.п.).
7. Интернет-сообщество начинает по-новому бороться со спамом. Заспамливанием интернета сначала занимались псевдоспециалисты по SMO. Со временем появились другии модификации спама.
• Искусственные сообщества, создаваемые для рекламы каких-то товаров/услуг
• Искусственный контент (рекламные посты)
• Искусственные профили в социалках (собирается много друзей в социалке и затем реклама проводится уже с учетом доверия пользователей к «другу»).
Основной вектор борьбы со спамом – самомодерация сообществ. В Контакте дает возможность пользователю поставить галочку, помечая спам. Если 5 пользователей пометили таким образом спам, модераторы удаляют такое сообщение или, возможно, отлеживают действия создателя профиля.
8. Интернет-маркетингу начнут профессионально обучать.
9. В скором времени SMO-специалисты перестанут ориентироваться на трафик
10. Появятся компании черного интернет-пиара (сейчас есть мелкие, но они станут масштабней). Информационные войны растут по эффекту лавины, а аудитория с удовольствием ведется на «чернуху».
- копируешь какую-нибудь социальную сеть;
- монетизируешь ее;
- ставишь медийную рекламу.
Но, как отмечает Рустем, какие-либо услуги предоставлять социальным сетям выгодней, чем монетизировать проект. При этом основной технологией остается повторение чужого бизнеса. В том состоянии, в котором сейчас находятся социальные сети в рунете, зарабатывать миллиарды они не могут. «Социальные сети нужно менять в другую сторону» , - считает Рустем. Нужно учитывать интересы пользователей, агрегировать все связи. Здесь подразумевалось то, что сейчас делается на Западе социальными сетями и Google. В первую очередь, это новые социальные инициативы, призванные представить пользователям возможность обмениваться своими данными с другими ресурсами.
«Если у человека более 25 френдов в одной социальной сети, он не уйдет в другую социалку» , - считает Рустем. Если социальные сети поймут, что они достигли предела насыщенности, то они, открыв свои базы данных другим социальным сетям, смогут заработать только больше денег. А для пользователей это будет новой возможностью пользоваться сразу несколькими социальными сетями без каких-либо проблем. Причем в другую социальную сеть пользователь приходит уже знающий, что это такое.
Круглый стол «Сетевые тренды» проводили 4 человека, вместо заявленных 5.
Ведущая круглого стола Мария Сирош, О2ТВ. По какой-то причине не пришел Сапрыкин Юрий (Афиша). Начал выступление Владимир Вайнер (EnterMedia).
По его мнению, количество пользователей социальных сетей в скором времени превысит количество интернет-пользователей. В качестве примера Владимир привел ситуацию на рынке игр. По его словам, сейчас в рунете скачивается более 600 тысяч игр в месяц. При этом играют в них не только пользователи интернета.
Второй тренд, который назвал Владимир Вайнер, – сейчас наступает время «создавать, управлять и разрушать «миры» . Каждый бренд старается создать свой мир в сети. Сейчас уже идет управление реальным миром через интернет.
Как, например, интерактивный проект «Sony Bravia. Live Color Wall Project». Фасад одного из зданий корпоративного штаба Sony в Токио был оборудован почти 16 млн LED-элементами, подключенными к единому центру управления. Жители Токио могли со специального сайта менять цвет здания на свой вкус. Это и есть так называемое «управление мирами».
Третьим трендом, по словам Владимира, является то, что все больше компаний начинают внедрять в свой бренд социальные элементы. Что способствует появлению новых идей, социализации компаний. Причем сейчас идет такая тенденция, что компании строят свои бренды «ради добра». А через интернет продвигать эти бренды проще. В качестве примера Владимир привел акцию компании Avon «Против рака».
Следующие тренды представила Татьяна Маргулян (компания Sarafan). Сейчас наблюдается кризис доверия пользователей к рекламным сообщениям в веб 2.0 проектах. По ее мнению, скоро пользователи вообще не будут доверять любому типу рекламы в сети. Происходит замена лидеров мнения лидерами доверия. То есть теми, кому пользователи больше доверяют в силу каких-то причин, но не обязательно те, кто имеет больше знаний. Уже сейчас в мире активно развиваются сети и сервисы потребительских рекомендаций. В качестве примера Татьяна называла Digg.com, Trustopinion. Среди новых сервисов Linkedin, где пользователи могут сами оценить товар или услуги. В России это Veryu.ru – сеть потребительских рекомендаций. Сами же лидеры доверия становятся рекламными агентами.
Константин Бочарский («Секрет Фирмы» и «Территория Идей») также начал с того, что медиамир постепенно меняется. Сейчас появляются так называемые «Тренды на 10 минут». То есть такие тренды, которые быстро отмирают.
Ведь есть мнение, что глобальные тренды появляются только раз в 10 лет.
Сейчас у пользователей появилась потребность в фиксации своей жизни. Кроме того, люди одиночки по своей сути. Они хотят изолироваться от общества, но все равно оставаться его частью. Онлайн-дневники, различные фото- и видеохостинги позволяют им реализовать свои желания. По словам Константина, пользователи будут все больше и больше вовлекаться в генерацию контента. Сейчас в большей степени доминирует новостная журналистика. Таким образом, бум коммуникационных сервисов, где нет большого количество информации – развлечение. Сейчас уже нужен баланс между развлекательным и информационным контентом. Если правильно применять то, что генерируют пользователи, можно менять принципы компаний. По мнению Константина Бочарского, пользовательский контент из интернета будет постепенно перетекать на телевидение. Хотя в России это сомнительно, поскольку существует довольно строгая цензура.