23 и 24 октября в медиа-центре Mail.ru Group в Москве прошла 8 международная конференция по юзабилити User eXperience 2014. Основной темой стало вовлечение пользователей — подталкивание людей к использованию продуктов или сервисов, а также способы, которые позволяют этого добиться.
Мы подготовили обзор докладов первого дня мероприятия, которые прозвучали на секции «Проектирование сервиса».
Доклад Александра Коваля (Codemasters International) назывался «Опыт создания интерфейсов для конструктора сайтов». Выступление строилось вокруг следующего вопроса — «может ли простой пользователь интернета сделать сайт так, чтобы он выглядел как профессиональный?». По мнению спикера, может, если:
Популярные тренды веб-разработки, по словам Александра:
Спикер отметил, что шаблон дает простому пользователю все недостающее: знания по веб-дизайну и навыки владения инструментами. Поэтому работа в шаблоне станет проще, если будут предусмотрены:
Слишком много опций в шаблоне быть не должно, по мнению спикера, люди без опыта веб-разработки попадают в ситуацию «больше опций — больше ошибок». Например, работающий в конструкторе пользователь должен иметь возможность менять цвет всей палитры интерфейса, а не в тех или иных его областях. Разумная «ограниченность в выборе» не повредит.
Система должна учитывать все, в том числе добавление виджетов соцсетей на сайт. Цвет виджета должен автоматически подстраиваться под стиль сайта.
В завершение доклада Александр Коваль отметил, что любому сайту необходима мобильная версия. Ресурс, сделанный по шаблону, не исключение.
Вячеслав Иванов (UsabilityLab) выступил с докладом «Методика оценки первого впечатления от сайта». По его словам оценить впечатление нужно тогда, когда предстоит выбор подходящего варианта дизайна. Это может стать проблемой.
Почему это сложно? Докладчик назвал основные сложности:
Особенно трудно выбирать между несколькими вариантами дизайна, над каждым из которых трудились профессиональные веб-студии.
Почему так важно знать о первом впечатлении, которое произвел на людей сайт? Эксперт сказал, что именно дизайн формирует первое впечатление, а не какие-то другие параметры. Для уточнения первого впечатления нужно много людей.
Узнать первое впечатление можно с помощью метода парных сравнений, где:
По словам Вячеслава Иванова, данный метод:
Есть и определенные риски применения:
Уйти от рисков можно с помощью пилотного сравнения макетов, после которого с респондентом проводится мини-интервью.
Что нужно для парного сравнения?
Пример требований к сравниваемым макетам:
В рамках интервью после оценки сайта людям стоит задавать следующие вопросы:
Размер аудитории для анализа макетов — от 30 до 100 человек. Они не должны видеть оцениваемый сайт ранее.
Респонденты также должны сказать, НАСКОЛЬКО лучше один вариант, чем другой. То есть важны именно количественные данные, а не качественные. Следует убедиться и в том, понимают ли респонденты вопрос и корректен ли он для них, а также совпадает ли выбор с их мнением после измерения.
Спикер уточнил, что методика оценки первого впечатления от сайта:
Использовать описанный метод можно для:
С докладом «Как подтолкнуть пользователя к принятию правильного решения» выступили Никита Коновалов и Юлия Петрунина (СКБ-Контур). Они начали с утверждения о том, что пользователь действует по одной из двух схем: в основе первой лежат эмоции и интуиция, в основе второй — логика, осознание и мышление. По словам докладчиков, система № 1 работает всегда, поэтому ориентироваться в принятии решений нужно именно на неё.
Пример 1: статистика работает лучше, если к ней добавлены эмоции — призыв пожертвовать деньги
Пример 2: Дайте возможность людям сравнивать. Например, издание The Economist, предложило людям подписку на онлайн-версию издания за 59 долларов. Подписаться согласились лишь 16% читателей. Отметим, что подписка ТОЛЬКО на печатную версию стоила 125 долларов и практически все посчитали эту цену чересчур высокой. Сработал вариант «двойной подписки», при котором пользователи вместе с электронной версией получали ещё и экземпляр печатного издания.
Пример 3: Покажите людям, что вашим сайтом пользуются, и предоставьте реальные фото подписчиков.
Пользователей стоит активно хвалить и награждать различными виртуальными статусами. Эксперты привели в пример популярное в интернете выражение «эльф 80 уровня». Ещё один действенный способ подталкивать к принятию решения — активно подчеркивать ценность и пользу продукта.
В завершении доклада Никита и Юлия сообщили о том, что подобные полезные приемы они выкладывают на
Представитель UsabilityLab Анатолий Костин задался вопросом о том, всегда ли нужно вовлечение в интерфейсах или нет? По словам эксперта, если постоянно работать на вовлечение, то можно отвлечь пользователя от выполнения конкретных задач.
Особенно аккуратными с вовлечением нужно быть сайтам из сферы e-commerce, размещать на которых любые посторонние элементы крайне нежелательно.
Подход к разработке должен определяться типом продукта, который предлагается пользователю. Здесь спикер выделил следующие продукты, для которых определил оптимальные подходы:
Далее эксперт выделил различные типы дизайна:
1. Эмоциональный дизайн
2. Логико-доминированный дизайн
3. Равнозначный логико-эмоциональный дизайн
4. Эмоционально-доминированный дизайн
Оценивать продукт и выбирать эффективный дизайн для него можно по следующей таблице:
Выводы: