23 и 24 октября в медиа-центре Mail.ru Group в Москве прошла 8 международная конференция по юзабилити User eXperience 2014. Основной темой стало вовлечение пользователей — подталкивание людей к использованию продуктов или сервисов, а также способы, которые позволяют этого добиться.
Мы подготовили обзор докладов первого дня мероприятия, которые прозвучали на секции «Проектирование сервиса».
Популярные тренды веб-разработки, по словам Александра:
Спикер отметил, что шаблон дает простому пользователю все недостающее: знания по веб-дизайну и навыки владения инструментами. Поэтому работа в шаблоне станет проще, если будут предусмотрены:
Слишком много опций в шаблоне быть не должно, по мнению спикера, люди без опыта веб-разработки попадают в ситуацию «больше опций — больше ошибок». Например, работающий в конструкторе пользователь должен иметь возможность менять цвет всей палитры интерфейса, а не в тех или иных его областях. Разумная «ограниченность в выборе» не повредит.
Система должна учитывать все, в том числе добавление виджетов соцсетей на сайт. Цвет виджета должен автоматически подстраиваться под стиль сайта.
В завершение доклада Александр Коваль отметил, что любому сайту необходима мобильная версия. Ресурс, сделанный по шаблону, не исключение.
Почему это сложно? Докладчик назвал основные сложности:
Особенно трудно выбирать между несколькими вариантами дизайна, над каждым из которых трудились профессиональные веб-студии.
Почему так важно знать о первом впечатлении, которое произвел на людей сайт? Эксперт сказал, что именно дизайн формирует первое впечатление, а не какие-то другие параметры. Для уточнения первого впечатления нужно много людей.
Узнать первое впечатление можно с помощью метода парных сравнений, где:
По словам Вячеслава Иванова, данный метод:
Есть и определенные риски применения:
Уйти от рисков можно с помощью пилотного сравнения макетов, после которого с респондентом проводится мини-интервью.
Что нужно для парного сравнения?
Пример требований к сравниваемым макетам:
В рамках интервью после оценки сайта людям стоит задавать следующие вопросы:
Размер аудитории для анализа макетов — от 30 до 100 человек. Они не должны видеть оцениваемый сайт ранее.
Респонденты также должны сказать, НАСКОЛЬКО лучше один вариант, чем другой. То есть важны именно количественные данные, а не качественные. Следует убедиться и в том, понимают ли респонденты вопрос и корректен ли он для них, а также совпадает ли выбор с их мнением после измерения.
Спикер уточнил, что методика оценки первого впечатления от сайта:
Использовать описанный метод можно для:
Пример 1: статистика работает лучше, если к ней добавлены эмоции — призыв пожертвовать деньги
Пример 2: Дайте возможность людям сравнивать. Например, издание The Economist, предложило людям подписку на онлайн-версию издания за 59 долларов. Подписаться согласились лишь 16% читателей. Отметим, что подписка ТОЛЬКО на печатную версию стоила 125 долларов и практически все посчитали эту цену чересчур высокой. Сработал вариант «двойной подписки», при котором пользователи вместе с электронной версией получали ещё и экземпляр печатного издания.
Пример 3: Покажите людям, что вашим сайтом пользуются, и предоставьте реальные фото подписчиков.
Пользователей стоит активно хвалить и награждать различными виртуальными статусами. Эксперты привели в пример популярное в интернете выражение «эльф 80 уровня». Ещё один действенный способ подталкивать к принятию решения — активно подчеркивать ценность и пользу продукта.
В завершении доклада Никита и Юлия сообщили о том, что подобные полезные приемы они выкладывают на специальном сайте, который доступен для всех и будет пополняться в дальнейшем.
Особенно аккуратными с вовлечением нужно быть сайтам из сферы e-commerce, размещать на которых любые посторонние элементы крайне нежелательно.
Подход к разработке должен определяться типом продукта, который предлагается пользователю. Здесь спикер выделил следующие продукты, для которых определил оптимальные подходы:
Далее эксперт выделил различные типы дизайна:
1. Эмоциональный дизайн
2. Логико-доминированный дизайн
3. Равнозначный логико-эмоциональный дизайн
4. Эмоционально-доминированный дизайн
Оценивать продукт и выбирать эффективный дизайн для него можно по следующей таблице:
Выводы: