Яндекс выпустил фильм о людях, продуктах и технологиях – YaC 2021.
В интервью управляющий директор группы компаний Яндекс Тигран Худавердян и команда Яндекса ответили на вопросы:
Отдельный вопрос касался слежки Яндекса за пользователями. Худавердян пояснил, что само понятие «слежка» не применимо к обозначению взаимодействия пользователя и поисковика, как оно не может быть применимо к общению двух обычных людей. Люди общаются, узнают что-то друг о друге, запоминают особенности и характерные черты, которые и используют для дальнейшего эффективного взаимодействия.
Поиск также накапливает определенные данные о пользователе – это данные двух видов: персональные и история взаимодействия.
К персональным данным пользователей Яндекс относится очень внимательно – они очень строго оберегаются.
История взаимодействия – второй набор данных, получаемый в процессе общения с пользователем, является очень ценным, и используется для улучшения пользовательского опыта и повышения эффективности решаемых на поиске задач.
Запретить «следить» за собой Яндексу нельзя. Нельзя запретить собирать данные об истории взаимодействия с поиском, как нельзя другого человека попросить не запоминать то, что ты делаешь.
Но можно удалить свои данные из Яндекса, для этого в личном кабинете Яндекс ID есть специальный инструмент. С его помощью пользователи могут запросить архив с информацией, которую накопили о них разные сервисы Яндекса, а также удалить свои данные из отдельных сервисов. Например, можно стереть историю запросов к Алисе или сведения о посещенных местах.
Что касается цензуры в поиске Яндекса, то можно, сказать, что она есть, если речь идет про чувствительные темы, которые затрагивают вопросы жизни и смерти и несут серьезные последствия для человека, как это было в случае с поддельными справками о вакцинации от коронавируса.
В этом случае компания приняла сложное решение, что в таких случаях вмешательство в поисковую выдачу возможно.
Видеоответ на вопрос о слежке за пользователями можно посмотреть, начиная с отметки 59:55.Но в случае с коронавирусом, это не цензура, это вопрос жизни и смерти для человечества, – подчеркнул Тигран Худавердян.