Пресс-секретарь Яндекса Очир Манджиков заявил, что причиной пессимизации стал найденный поисковой системой ботнет. С его помощью компании активно эмулировали действия пользователей, тем самым улучшая позиции сайтов своих клиентов. Реакция Яндекса не заставила себя долго ждать - позиции сайтов "упали".
Однако у пострадавших компаний свое мнение на этот счет. Например, компания РБС уверена, что их сайт пострадал из-за происков конкурентов, т.к. компания никогда не накручивала поведенческие факторы. Однако стоило несколько месяцев назад Яндексу объявить накрутчикам войну, количество пользователей, приходивших на сайт РБС, внезапно увеличилось в десятки раз. По мнению Михаила Райцина, члена совета директоров РБС, сделали это как раз конкуренты-накрутчики.
Однако Яндекс полностью исключает возможность ошибки, т.к. данные были перепроверены с учетом вероятности действий конкурентов.
Автор проекта Userator Роман Морозов также не согласен с «приговором» Яндекса. По его мнению, подобные действия поисковика - всего лишь попытки сымитировать случайность выдачи.
Илья Фомичев, представитель Perfectseo, признал, что компания использовала эмуляцию действий пользователей. Однако сразу после майского заявления Яндекса об отрицательных последствиях таких действий, Perfectseo от них отказалась.
Согласно Яндексу, как только компания прекращает использовать накрутку, в скором времени ее сайт займет место в выдаче, соответствующее его релевантности. Однако о сроках «наказания» в данном случае поисковик ничего говорить не стал.