Яндекс возобновил «показательные порки» за накрутку поведенческих факторов. Сообщения о наложении санкций в панели Вебмастера появились у некоторых владельцев сайтов. Посты про санкции за накрутку ПФ опубликовали в Facebook Виталий Подовжний и Елена Камская.
Текст сообщения о санкциях звучит так:
Имитация действий пользователей.
Позиции сайта в результатах поиска понижены.
Вероятно, для продвижения Вашего сайта были использованы сервисы или программы, реализующие подобные методы – например, Userator, TrafficStore, WebEffector, SerpClick, Seopult, RoboClick, SEOBonus, SEOPickup и т. п. Возможно, это было сделано компанией, оказывающей услуги поискового продвижения для Вашего сайта. Обычно ограничения действуют ещё 8-12 месяцев после устранения нарушения».
По словам Дмитрия Севальнева (Пиксель Тулс), ситуация с накрутками кликовых поведенческих факторов в Яндексе действительно стремительно развивается. Если смотреть на ТОП-30 лидеров из разных сфер, то в тематиках, где распространена накрутка, можно найти от 3 до 8 проектов, которые полностью потеряли видимость.
15 сентября 2020 мы в «Пиксель Тулс» провели полноценный вебинар, тема которого – «Новый фильтр за накрутку ПФ в Яндексе: сводка, проявление, диагностика». Как показывает анализ:
1. В Яндексе стартовала новая волна санкций за накрутку ПФ. Скорее всего, это именно новый фильтр.
2. Фильтр очень часто не отображается как фатальная ошибка в панели Вебмастера. Те пометки, что стали появляться сейчас – не более 20% от реального объема.
3. Фиксируется резкая просадка по видимости, часто «ступеньками», но вплоть до нуля. Исключение – навигационные запросы (брендовые для сайта), например [сайт пиксель тулс].
Дмитрий отметил, что у сайтов, которые пострадали от новых санкций, позиции сначала падают на 30-70 пунктов и далее фиксируется полное выпадение из зоны видимости.
Почему фильтр скорей всего именно новый?
1. С середины августа и начала сентября не было оповещения в панели Вебмастера (фатальная ошибка). Только сейчас она начала постепенно появляться.
2. Сейчас санкции не подтверждаются сотрудниками службы поддержки Яндекса (пока у них ещё нет проверки?).
3. Фиксируется немного другая картина по динамике позиций в выдаче, если сравнивать с «классическим» фильтром ПФ.
Дмитрий предполагает, что тестирование алгоритма продолжается не менее 2-3 месяцев. Наиболее массовые волны замечены, начиная с 1 сентября.
Также Дмитрий привел примеры упавших проектов на 15 сентября 2020 года. Выборка по 6 435 запросам в тематике «Создание и продвижение сайтов» получена с помощью вкладки «Конкуренты» в модуле ведения проектов «Пиксель Тулс».
Андрей Буйлов («Муравейник», автор Telegram-канала «SEO без воды») поделился с SEOnews своим видением ситуации:
Думаю, что с ростом объемов накрутки Яндекс увидел, что ручные «красные карточки» раздавать уже не эффективно. Они пугают только новичков, а матерые накрутчики давно перешли на промышленную накрутку и постоянно держат конвейер доменов. 5 влетели под санкции, вместо них развернули 10 новых. Поэтому в последний год в Яндексе активно пытались научить алгоритм бороться с накрутками умнее. В некоторой степени получилось. Особо нагло накручивать стало сложнее, но ситуацию не изменило.
К этому лету они подготовили более радикальную меру – видимо, алгоритмические санкции или дисконтирование поведенческих факторов. В результаты, сайты уходили целиком на десятки позиций вниз. Но за компанию с накрутчиками влетело много «белых» сайтов, а поддержка отнекивалась фразами вида «Улучшайте сайт».
Возврат к раздаче красных карточек может быть признаком двух вещей:
1. Яндекс посчитал, что отказ от запугивания был ошибкой и параллельно с обучением алгоритма официальные санкции раздавать все-таки нужно. И в этом есть логика. Нашим клиентам часто звонят/пишут накрутчики с предложением безопасно продвинуть накруткой в топ с оплатой по факту и на 100% безопасно. Аргументируя это тем, что у них еще ни один сайт санкции в Вебмастере не словил.
2. Они увидели, что алгоритмические санкции, которые нельзя было оспорить, действительно ошибались слишком часто и вывели уведомления о них в панель Вебмастера. Есть вероятность, что теперь их раздача стала более автоматизированная, чем раньше.
Елена Камская (Siteclinic.ru, Barb.ua) Елена Камская своим мнением о борьбе Яндекса с накрутчиками:
Яндекс возобновил показательные порки за накрутку ПФ. Дежавю-2014 – даже текст сообщения о санкциях не поменялся. Двойственные ощущения по этому поводу.
С одной стороны, наконец-то предпринимаются какие-то официальные шаги по решению проблемы с накруткой. Вероятность бана на 9-12 месяцев точно заставит многих задуматься, стОят ли первые позиции по ВЧ рисков потерять бизнес на год. С другой стороны, возвращение к бану говорит о провале попыток нивелировать накрутку алгоритмически, к чему так долго стремился Яндекс. И это очень жаль.
Возможно, в Яндексе просто не знают, что профессиональные накрутчики изначально предусмотрели вероятность бана и настоятельно рекомендуют своим клиентам не отдавать в работу основной сайт. Специально под накрутку быстренько создается сайт-каскадер (или несколько), который не жалко потерять. Три-четыре недели, и новый боец уже в строю – стоит ли париться на счет санкций? Вылетел один, запускай следующий. И речь сейчас не о серых тематиках (там вообще полный треш). Посмотрите, например, выдачу по запросу «вывоз мусора» – на возраст и качество сайтов, которые зашли и ротируются там последние полгода.
Вся идеология профи-накрутчиков строится на нивелировании рисков бана за счет быстрой замены убитого санкциями «каскадера» на другого, живого и здорового. Показательные баны их не остановят, они давно к этому готовы. Просто теперь вместо 1-2 сайтов для подстраховки заранее будут создаваться целые пачки «однодневок» с соответствующим качеством.
А реально пострадают владельцы бизнесов, которые по незнанию или неопытности крутили основной сайт (причем не всегда успешно). Не то, чтобы они ХОТЕЛИ крутить. Просто однажды с первых мест в выдаче их оттеснили чужие «каскадеры». Методы типа «развивать свой сайт» не помогли им отвоевать ТОПы обратно, и пришлось прибегнуть к оружию противника, но не хватило знаний и опыта.
Попробую предположить, что будет делать предприниматель в таком случае. Ждать разбана 12 месяцев равнозначно банкротству – стоит задача вернуться в ТОП уже за месяц. Какие тут варианты? Ну, вы поняли..
Искренне надеюсь, что показательные санкции – это временная мера, и что в Яндексе продолжают работать над нивелированием накрутки на алгоритмическом уровне. А то со временем в выдаче Яндекса останутся одни «каскадеры» (ну и Директ, конечно).
Напомним, глобальный апдейт Яндекса, в котором массово пострадали сайты, продвигавшиеся за счет накрутки поведенческих факторов, произошел в 2014 году. Тогда изменилось 85,5% выдачи.